В ближайших планах отечественных стреляющих лыжников, как сообщает колумнист Sputnik Руслан Васильев, короткий период самостоятельной работы, а затем участие в двух гонках чемпионата страны по летнему биатлону: 27 сентября – спринт, 28-го – преследование.
Но это, как скажет иной болельщик, а заодно разбалованный любитель сенсаций – рутина. То ли дело информация, взбудоражившая весь биатлонный мир! Как вы наверняка догадались, речь идет о том, что семейный дуэт Бьорндален/Домрачева будет готовить к домашним Белым играм – 2022 китайскую сборную.
Как пояснила сама ДаДо: "Будем рады поделиться своим многолетним опытом работы с командой, которая станет хозяином следующих зимних Олимпийских игр".
А уж как рады те (пока немногочисленные) жители Поднебесной, которые имеют ясное представление о биатлоне, и говорить не приходится!
По-доброму о женской логике
Тем не менее необходимо признать, что "китайский приоритет" Дарьи кое-кого не просто взбудоражил, а даже покоробил. Заявление не голословное. Лично мне позвонили сразу несколько статусных персоналий калибра олимпийских чемпионов, которые позволили себе разродиться тирадами непонимания. Причем в отдельных их интонациях звучало и осуждение. Дескать, как же так, Герой Беларуси и все такое прочее.
Признаюсь как на духу: вступил со своими собеседниками в легкую перепалку, не разделяя их протестного пафоса. К сожалению или радости, но мы живем в мире, чьи смыслы определяются прибылью и накоплением. И разве каждый из нас не повторяет изо дня в день в бытовом общении поговорку о рыбе? Той самой, что ищет, где глубже, и одновременно направляет человека туда, где лучше, ибо ему там больше платят.
Как говорил герой Андрея Миронова в комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля": "Товарищи, деньги еще никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду в его наличных деньгах". Наконец, вспомните о том, насколько расхожим нынче является еще одно суждение: "Есть предложения, от которых невозможно отказаться". Оно мелькает тут и там, а практически сплошь и рядом!
Что же касается Китая, то Поднебесная, готовясь к летней Олимпиаде в Пекине-2008, на покупке мозгов не экономила, не артачась, выкладывала требуемые для заключения контрактов суммы. Наверняка и сейчас, когда речь идет о профессионалах зимних видов спорта и уже домашних Белых играх – 2022, никакой прижимистости нет. Ибо в Китае еще ориентируются на мнение президента США Роберта Кеннеди, который считал, что "величие нации определяется ее успехами в космосе и на Олимпиадах".
Да и любой специалист, кто откликается на приглашение из Поднебесной, прекрасно понимает, что за два-три года сотрудничества из него, как из лимона, выжмут весь сок знаний, после чего последует расставание. Без сантиментов. Прагматичное и рациональное. А значит, и запрашиваемые суммы в контрактах растут, чтобы компенсация трудозатрат была действительно достойной.
А уж ДаДо, в чем я совершенно убежден, абсолютно точно ни в чем не заблуждается и ничего не романтизирует. Она работала в белорусской сборной с Клаусом Зибертом, а немец иногда любил делиться своим противоречивым, но во всех историях любопытным китайским опытом.
Но вернемся к самой реакции на новость. Лично меня она не поразила! Совсем-совсем. Все потому, что мостик отношений китайцы выстроили, что очевидно, через супруга Дарьи – Уле-Эйнара. А как раз за несколько дней до сообщения о китайском векторе ДаДо сказала совершенно конкретно: "Вы, наверное, читали, что Уле раздумывает о проживании в Монако. Он принял такое решение, и естественно, как семья, мы будем следовать за ним".
И пусть Пекин не Монте-Карло, но тут главное, как говорят в народе, что "муж и жена – одна сатана". Домрачева в своей спортивной карьере никогда не была "декабристкой", показывая высокие результаты в течение всего биатлонного сезона, но в жизни, в семье – другие ценности. Иголочка и ниточка. Так и надо!
Плюс восхитительная женская логика, столь алогичная с мужских гендерных позиций. Ведь только в наших интервью Дарья раза три зарекалась на счет перспективы вкусить горько-сладкого тренерского хлеба. Наотрез! Хотя в последний раз я буквально змеем пытался вползти в ее мысли, чтобы на минуту-другую, но поколебать это железное "нет".
Дело происходило в ноябре-2017 в Эстерсунде. Памятный этап, стоивший ДаДо стольких нервов. Но наша беседа в холле отеля "Скандик-Сити" состоялась еще до неудач Дарьи в спринте и преследовании. Она отправлялась на утреннюю пробежку по улочкам уютного городка, оставив дочурку Ксению на попечении няни. Но именно "детскую тему" я и запустил в разговор, задав вопрос: "Вы ранее всегда говорили решительное "нет!" тренерским перспективам. Но сейчас, когда стали мамой, а значит, и наставницей, мнения не изменили?"
Дарья внимательно посмотрела и ответила буквально, имея в виду Ксению: "До тренерских историй у нас пока еще далековато – мы маленькие". Но я не сдался, пробурчав с напором: "Но воспитание-то, воспитание!" Тут ДаДо надоели эти увертки журналиста, и она расставила точки над i: "На данный момент не вижу себя в роли тренера".
Но, видимо, момент изменился, хотя еще за две недели до "китайского варианта" об этой ротации настроения невозможно было догадаться. "Думаю, все-таки еще пройдет какое-то время, перед тем как я окончательно пойму, какой род деятельности станет для меня основным", – сказала Дарья.
Однако и в конце концов! Пусть тот, кто скажет, что две недели – это не "какое-то время", первый кинет в меня камнем! Какое-то! И еще какое "какое-то"!
Все хорошо, ибо все на пользу!
Теперь немного приватной конспирологии. То есть как, по моему мнению, все вышло так, как оно вышло. Нет никаких сомнений, что китайцы, озаботившись перспективами своего биатлона на ОИ-2022, стали гоняться за Бьорндаленом, стараясь его соблазнить финансовыми посулами и другими приятными слуху предложениями.
Наверняка ставки норвежца росли, ибо у него есть свой бизнес, которому необходимо уделять внимание. Более того, говорят, что именно на него сослался Уле, когда весной ему предлагали сотрудничать с белорусской сборной в выбранной им самим роли.
Но предложение предложению рознь, и есть такие финансово привлекательные приманки, что от них не отмахнуться. Даже Бьорндалену. Китайцы же, видимо, не ударили в грязь лицом. Это понятно. И теперь главный вопрос: раз Уле все равно намерен соглашаться, то зачем Дарье-то отрываться от мужа? Или ездить за ним вхолостую?
Нерационально! Ни с житейских, ни с экономических позиций. Вот и образовался тренерский тандем. И хорошо! Возможно, по итогам китайского опыта ДаДо принципиально пересмотрит свои взгляды на тренерскую профессию и даже, кто знает, надумает получить второе высшее "физкультурное" образование, вдобавок к диплому нархоза. Это даже необходимо, если видеть будущее именно в сей ипостаси.
А опыт в Китае она приобретет замечательный, что уже очевидно по первым заявлениям Бьорндалена.
"На сегодняшний день нет ничего – ни лыж и палок, ни сервис-команды. Мы работаем над этим уже месяц, сезон приближается, посмотрим, что мы сможем показать", – сказал Уле в интервью одному норвежскому телеканалу.
Так закаляется сталь! Дарья получит богатую почву для переосмысления.
Так что для меня метаморфоза китаиста Домрачевой непонятна только одним обстоятельством.
Почему на вопрос о предложениях развивать биатлон в родной стране ДаДо ответила так: "Подобных предложений от Белорусской федерации биатлона мне не поступало. Конечно, я отнеслась бы со всей серьезностью, но таких разговоров не было".
Ну как же? Разве сразу после завершения карьеры Дарье не предлагали баллотироваться от Беларуси в руководящие структуры Международного союза биатлонистов? А уж во многих популяризаторских мероприятиях БФБ, да и НОК Дарья участвовала.
Это объективно. Но есть еще и разговоры, те, что на уровне слухов. И уж они информируют об очень сильных предложениях и серьезных полномочиях, отклоненных ДаДо. Что в биатлоне, что в Национальном олимпийском комитете. Хотя, если предложения были, в чем нет фантастики, то принимай их, а дальше – развивай и развивай. В родной стране.
Сама хотела в тренеры белорусов? Но как? И дело не в дипломе нархоза – это не суть важно. Уле ведь выбрал не белорусскую, а китайскую команду. Да и никаких сигналов о том, что Дарья изменила отношение к тренерской профессии, не поступало. Тогда почему так сказала? Не знаю… Женская логика!
А возможно, все дело в "советском наследстве". Нам всем еще трудно объяснять свои решения поговоркой "рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше". Как-то стесняемся мы капитализма. Но ничего, у нас все еще впереди. Ведь так?
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции