Брест в дни гуляний был подчеркнуто миролюбив. Это в годовщину начала Великой Отечественной войны в стенах Брестской крепости раздаются традиционные уже выстрелы из бутафорского оружия – так год за годом реконструируют начало войны.
Но в день рождения многие брестчане и гости города собрались за пределами крепости – в расположенном неподалеку Берестье, на месте древнего городища.
Историю здесь можно было изучать не только по экспонатам, выставленным внутри самого музея. Реконструкторы устроили под его стенами огромное количество фотозон и об истории города рассказывали не хуже самых маститых экскурсоводов. Впрочем, многие из них и есть профессиональные историки, только в эти выходные они были одеты в костюмы состоятельных горожан того времени.
Это вам не волынка
В этом месте в XIII веке находилась деревянная мостовая, которая шла параллельно реке Мухавец, и гостей приглашают сойти с современного тротуарчика, выложенного на ее месте, на траву. Ну вот, теперь можно танцевать так, как танцевали бы наши предки.
"Нужно встать в круг. Находим свою правую ногу, делаем выпад. Теперь выпад на левую. А теперь быстро – раз, два, три, четыре. Мы выучили половину танца", – объясняли охочим до танцев брестчанам.
"Оказывается, такие танцы не только в Турции с аниматорами пляшут", – посмеиваются в толпе те, кто не решился разучить традиционный белорусский танец.
А тем, кто решился, не до ироничных комментариев: нужно живее переставлять ноги, не опозорить предков.
Танцуют под звуки белорусского инструмента – дуды. Дударь тут же рассказывает, что главное в этом инструменте. А главное ни много ни мало – душа.
"Душа у дуды – вот такая маленькая штуковина, – говорит музыкант, и показывает, как дудит душа. – Без нее такого звука не будет. Как и человек без души – лежит себе тихо, глаза закрыл. А если вставить душу в эту трубку, получится инструмент – жалейка". Зрители внимательно и терпеливо слушали и настаивали: а можно все-таки сфотографироваться?
Можно было и сфотографироваться, и станцевать.
Кстати, если провести еще немного манипуляций с дудой, получится инструмент, похожий на шотландскую волынку – только наша, белорусская.
Лучше торговать, чем воевать
Рядом дети скучковались вокруг председателя Общества охраны памятников истории и культуры Антона Астаповича. Шли на стук барабана. Астапович объяснял, для чего в ту эпоху в бою использовался барабан и как правильно в него бить.
"Барабан – это просто воинская команда. Идти в ногу и занимать определенную позицию. А все эти дроби барабанные появились только в XIX веке, когда войско было по-другому организовано", – рассказывал Астапович детям.
Не все брестчане XVII века были воинственными, рассказал историк корреспонденту Sputnik.
"Каждое сословие имело свою ментальность. Крестьянам было все равно, кто воюет, с кем воюет, главное, чтобы их не грабили. Мещане занимались чаще всего своими ремесленническими торговыми делами и могли открыть ворота врагу, абы только городское хозяйство не было разрушено. Шляхта – это служивое сословие, но со второй половины XVI века она занималась сельским хозяйством, торговлей, и им тоже воевать не хотелось", – рассказал Астапович.
И подвел итог: в XVII веке в военном деле Речи Посполитой был уже "полный бардак".
"Если бы не было наемного войска, не было бы до конца XVIII века Речи Посполитой. Все спасало наемное войско, которому периодически деньги не платили. Только деньги не заплатят – войско начинает грабить местное население. Как только выплатят деньги, они начинают воевать, и это было на протяжении фактически двух веков", – Астапович убежден, что мы часто романтизируем те времена.
Сам историк уверен: если проанализировать состояние войска того времени, то можно заключить – это государство не могло не развалиться.
"Только небольшое количество людей, которые считали эту страну своей родиной, сражались за нее, а остальные или за деньги, или под принуждением", – делится выводами собеседник.
Сам Астапович оружие из ножен в этот день все-таки доставал – но не под принуждением и не за деньги, а по просьбе тех, кто хотел сфотографировать его или сфотографироваться с ним. Историк даже поучаствовал в шуточной дуэли, и оба участника разошлись с миром.
Содержит сцену курения
"Чаму папруга па-дзембельску вiciць?" – обращается брестчанин из XVII века к брестчанину из века двадцатого, который, судя по амуниции, не то вернулся с первой мировой, не то отправляется на нее.
"Ты из какого века? Вот и иди в свой семнадцатый", – гонят придирчивого шляхтича, и тот, пыхтя трубкой, отправляется в свое время.
Сигареты были тогда распространены среди шляхты, а вот крестьянам они были недоступны – те курили трубки.
Белорусский этнограф и фольклорист Чеслав Петкевич писал, что черти любили заводить белорусских людей в болото и там топить, а соблазняли именно панскими сигаретами, рассказал сотрудник музея народной архитектуры и быта Алексей Друпов.
"Предлагали много всего: мы тебя отведем в маентак, ты попробуешь то, чего никогда не ел, и рябчиков, и то, и другое. Заводили в болото и напоследок говорили: мы тебе "панскага цыгана" дадим. То есть сигарету. Если он не умирал, то просыпался с камышом в зубах вместо сигареты", – рассказал собеседник, прикуривая трубку.
На день тысячелетия он переоделся в костюм мелкого шляхтича, который пошел в ополчение XVII века.
"Каждый шляхтич, который владеет землей, был обязан идти на войну – у него была воинская повинность. И в зависимости от того, сколько у него земли, он должен был выставлять определенное количество сабель, а затем – мушкетов. И было городское ополчение: когда начиналась война, горожане должны были защищать свой город", – рассказывает Алексей.
А пока врагов не видать и над Бугом все спокойно, фотографируется с гостями и разучивает с ними танцы.
Дожить до следующего тысячелетия
Тут же можно было посмотреть и на домашнюю утварь, и на обувь предков современных брестчан.
"Ничего себе размерчик! Так я еще миниатюрная женщина", – впечатляется одна из гостий праздника.
Посмотреть на то, как брестчане жили несколько веков назад, приехали и из-за реки – по "Берестью" гуляет экскурсия под польским флагом.
"Силами клуба "Рубеж" мы стараемся охватить как можно больше эпох в подарок родному городу", – рассказала участница реконструкции Елена Воробей.
Она сегодня в костюме жены богатого горожанина середины XVII века.
"Почему богатого? Потому что набивные рисунки еще только начали появляться, а мсье Жаккар еще не изобрел свой жаккардовый станок", – пояснила Елена.
Жена богатого горожанина в те времена вела дом и смотрела за детьми, пояснила собеседница. А еще – "украшала мужа".
Клуб начинал с истории Великой Отечественной войны, затем заинтересовались Первой мировой, а теперь погрузились в эпоху XVII века. Именно погрузились, ведь реконструкция – это далеко не только костюмы, но и глубокое знание истории.
Елена надеется, что такое погружение в историю города позволит брестчанам в полной мере насладиться тысячелетием.
"Ведь до следующего нам, – начала Елена, задумалась, но резюмировала оптимистично: конечно, хотелось бы дожить!"