Бариста начинает день раньше остальных: к моменту всеобщего пробуждения он уже в боевой готовности. Но даже стойка и ароматный кофе не спасают его от грубиянов и умников, жадин и упрямцев, "сахарных воров" и клиентов, которые сами не знают, чего хотят.
Как вести себя в кофейне? Столичные бариста рассказали Sputnik Беларусь, что выводит их из себя в поведении посетителей.
Наглые и высокомерные клиенты (и те, кто не в настроении)
Каждому бариста встречаются клиенты, требующие к себе особого отношения. Они убеждены, что за оторванные от сердца три рубля им должны сварить лучший кофе на планете. Такие ни в чем себя не сдерживают: например, требуют немедленно (!) заменить американо из-за того, что на нем осела пенка, не понимая, что это не всегда зависит от рук – зачастую виновато оборудование или специфический сорт кофе.
Мы понимаем, что не каждое утро – доброе. И все же, будучи в дрянном расположении духа, не срывайтесь на бариста. Этот человек старательно взбивает молоко для вашего капучино, а потом не менее сосредоточенно рисует на пенке сердечко: он заслуживает грубости куда меньше всех прочих невольных собеседников, с которыми вы сталкиваетесь по утрам.
Глупые и упрямые
Некоторые клиенты просят у бариста буквально испортить кофе. Никогда не требуйте сделать капучино погорячее: температура этого напитка не может быть выше 65-70°С, иначе молоко изменит запах. Хотите горячий кофе с молоком – возьмите американо, а молоко попросите добавить теплое.
Так же бесит, когда в кофе просят налить побольше воды: поймите, мы готовим его по правилам и с учетом пропорций, от которых зависит вкус. Почти все такие посетители настаивают на своем и пользуются аргументом "я всегда так пью". Пейте, но не здесь: некоторые бариста просто отказываются обслуживать таких гостей, но не каждый может себе это позволить.
Дотошные
Некоторые посетители требуют бариста подробно рассказать им состав каждого доступного в заведении десерта и возмущаются, если его не получается "погонять" по меню, как по таблице умножения.
Они же, как правило, требуют максимально подробного описания вкусовых характеристик всех представленных сортов кофе. Долго не могут определиться ни с тем, ни с другим, задерживают других клиентов (которые иной раз даже уходят) и раздражают весь персонал.
Клиенты, которые не говорят, что им нужно
Иногда клиент приходит в кофейню со смартфоном в руке, напиток заказывает на автомате, забывая при этом упомянуть, каким должен быть объем, нужно ли добавлять туда лед и какое молоко лить в основу – обычное, соевое или кокосовое.
По умолчанию мы готовим классические кофейные напитки в маленьком объеме, горячем виде и на самом обыкновенном коровьем молоке. Хотите отойти от этих канонов – переведите взгляд с экрана на бариста и четко сформулируйте свой запрос (или хотя бы не ворчите, получив не то, что молча хотели).
"Спешуны"
В кофейне (и в любом заведении) заказы отдают в порядке очереди. Просьба в стиле "сделайте мне побыстрее, а то я спешу" звучит как минимум странно: помимо вас своих напитков ждут и другие люди.
Рассчитывайте собственное время и уважайте чужое: бариста нетрудно сварить вам кофе раньше, чем другим, если вы договоритесь со всеми в очереди.
"Сахарные воры"
Эта категория посетителей даже не бесит: персонал кофейни обычно просто над ними смеется. Такие люди приходят за эспрессо, но непременно берут три пакетика сахара. Есть другие: кто заказывает, к примеру, капучино с сиропом, а сахаром просто набивает карманы – на перспективу. Некоторые стараются проделать это незаметно, другие – наоборот, показательно. Забавно в обоих случаях.
Жадины
С бариста пусть и не торгуются, но частенько выражают крайнюю степень возмущения стоимостью десертов или напитков.
Во-первых, возмущение уходит не по адресу: очевидно, что персонал никак не может повлиять на ценообразование в заведении. Во-вторых, никто ведь не заставляет клиента приходить в "самую дорогую кофейню во всем городе", он вполне может подыскать себе место по душе. А если вы все же пришли и решили остаться, ведите себя уважительно.
Умники
Они всех бесят. Когда в кофейню приходит действительно знающий человек, бариста с удовольствием принимает участие в беседе с ним и прислушивается к его советам.
Но чаще бариста видит, что это не более, чем просто выпендреж – оппонент знает куда меньше, но все равно выделывается: к примеру, спрашивает о закладке (сколько кофе попадает в рожок), даже сортом при этом не интересуясь.
Клиенты, которые перемешивают кофе или засыпают сахаром
О вкусах не спорят, да и в целом, общепит должен обеспечивать клиента именно тем, чего он хочет. Но у действительно увлеченного бариста сердце кровью обливается, когда вы зачем-то начинаете перемешивать напиток. Или добавляете в него пять пакетиков сахара, даже не пробуя, и уничтожаете его вкус и структуру.
Многие воодушевленные своим ремеслом бариста считают, что кофейня – место, где людей обучают культуре употребления кофе. И если уважаете такое намерение, дайте напитку шанс: пробовать кофе принято в два глотка; если не сможете принять его в правильном виде – лейте внутрь хоть целую "стопку" сиропа, вас не спасти.
Наболевшее
Всех, кто находится по ту сторону кассового аппарата, одинаково бесит:
- когда расплачиваются купюрами самого большого номинала;
- когда деньги (или банковскую карточку) на прилавок не кладут, а бросают;
- когда "тыкают", едва переступив порог кофейни, и в целом общаются с бариста как с ничтожеством;
- "это все, что у вас есть?" – вопрос, который всегда вводит в ступор: разумеется, на витрине представлено все, что есть в меню, мы ничего не прячем.
Несуществующее слово "экспрессо"
И неправильное ударение в слове "латте" тоже вызывает с трудом скрываемое раздражение. И когда вы говорите, что кофе – оно. Может, так уже и можно по современным правилам – все равно бесит.
Идеальный посетитель…
...ведет себя приветливо: здоровается и прощается, смотрит в глаза, благодарит за напиток или десерт. Никогда не оставляет после себя мусора, если в кофейне практикуется самообслуживание.
Он пьет кофе в том самом виде, в каком получил его от бариста: не льет в него карамель, не мешает и не взбалтывает, просто накрывает крышкой.
Идеальный клиент не жадный: готов платить за вкусный кофе и достойный круассан, а еще обращает внимание на скромную банку в углу стойки и непременно бросает в нее пару монет или даже купюру.
Не пытается перетянуть на себя одеяло: спокойно ждет своей очереди, не требует особого отношения, не умничает и не ведет себя высокомерно.