Об этом человеке можно смело сказать – "широко известный в узких кругах". Алесь Родим – белорусский художник, который был в числе авторов, что в начале 2000-х работали в берлинском арт-центре Тахелес.
В огромном здании в самом центре Берлина художник представлял белорусское искусство – посетители не могли сдержать восхищения, а дома тем временем его имя знали лишь единицы. На творческом счету Родима – выставки во Франции, Бельгии, Голландии, Италии, России и много где еще, а также первый рисунок на осколках Берлинской стены.
По случаю открытия в Минске выставки, на которой большая часть работ – именно те, что экспонировались в Тахелесе, Алесь Родим рассказал корреспонденту Sputnik Алесе Шершневой о возвращении домой, своем отношении к классическому искусству и деньгам.
"Зимней утром люди в балаклавах выбросили на улицу"
Алесь Родим работал в Тахелесе почти 13 лет – персональная выставка на шестом этаже занимала около тысячи квадратных метров. Просыпался в шесть, а в одиннадцать уже приходили первые посетители. И так каждый день.
Тахелес, где пришлось в буквальном смысле слова жить все это время, он называет "интернациональным художественным хаузом, который объединил художников со всего мира". Это место действительно было легендарным и притягивало художников и любителей искусства как магнит.
Так было до 2010 года, пока официальный владелец – Hamburg Nord Bank – не решил забрать здание себе раньше намеченного официальными документами срока. Легальным способом сделать это не удалось, поэтому на помощь банкирам пришли люди в балаклавах. Так в декабре художник оказался на улице даже без верхней одежды. Компьютеры, краски и творческие работы остались в Тахелесе.
"Сейчас властям все равно"
События тех времен Алесь Родим сегодня вспоминает в окружении своих работ, включая и арестованные. Освободить их помогло немецкое правительство.
"Мне предложили остаться в Берлине, но решил, что Минск для меня будет более уютным. Здесь все знакомые – художники, музыканты, другие творческие люди. Тем более, у нас один язык, а это немаловажно", – подчеркивает Родим.
Сейчас художник смело заявляет, что нашел себя в Беларуси и "здесь хватает воздуха для творческой реализации". Вспоминает шокирующие перфомансы, которые вместе с художником-куратором Дмитрием Юркевичем и соратниками организовал во Дворце искусств, многие "ДАХІ", посвященные Тадеушу Рейтану в Грушевке. Но их время закончилось, а потребность общаться с миром осталась.
Так родилась идея выставки в культурном пространстве ОК16 – именно там в рамках арт-фестиваля "Мифологемы тысячелетий" можно увидеть картины Родима. По словам художника, выставка представляет собой своеобразную сеть – виртуальную, которая господствует над нами сейчас. Ее создало человечество.
"Это прекрасное место, в Европе такого после закрытия Тахелеса больше нет. Мне нравится, что сейчас властям все равно – делайте что угодно", – говорит Алесь.
Кстати, картина Родима "Мифологемы тысячелетий" – самая крупная живописная работа на территории Европы на сегодня. Ее появление художник объясняет просто: было помещение необходимого размера.
Полное интервью с известным художником читайте на национальной версии Sputnik.