Во всех проектах с китайскими инвестициями есть четкие интересы компаний, которые строят эти объекты и осваивают ресурсы, говорит собеседник Sputnik. Но не видно собственника, следящего за экологическими стандартами и коммерческой составляющей, а также за перспективой развития этих предприятий и превращением в конкурентное производство.
"Нужно сделать аудит и ревизию вообще белорусско-китайских отношений. На мой взгляд, они зашли в тупик", ― считает Романчук.
По словам эксперта, многие белорусские чиновники выбирают быстрый способ обеспечить выполнение плана по инвестициям. Происходит это по стандартной схеме: берется кредит у Китая, деньги осваиваются, а что дальше ждет эти активы никого, как правило, не интересует. И это становится большой проблемой.
"Здесь порочная мотивация чиновников брать деньги и рисовать проекты "на коленке". Вот есть проблема Светлогорского ЦКК. Если подключить лучших наших юристов, аналитиков-финансистов, которые бы просчитали, посмотрели бизнес-план, вышли на фондовый рынок, чтобы постоянно отслеживать состояние этого предприятия – это был бы совсем другой сюжет", ― уверен собеседник Sputnik.
Романчук предлагает публично назвать фамилии людей, которые представили президенту Лукашенко идею Светлогорского ЦКК и делали соответствующий бизнес-план. А дальше предстоит выяснить, на каком именно этапе произошел сбой, почему китайцы уехали из Беларуси и оставили сюжет, при котором мы должны дополнительно вкладывать в производство 100 миллионов долларов.
"Я знаю частных предпринимателей, которые уже отказываются от китайских денег, потому что считают их слишком дорогими и слишком опасными", ― резюмирует Романчук.
Комментарий экономиста Ярослава Романчука слушайте в аудиозаписи Sputnik Беларусь.
Читайте также:
- Скандал на Светлогорском ЦКК: как работать с китайскими проектами в Беларуси?
Лукашенко: Китай построит в Минске бассейн и стадион по мировым стандартам
Беларусь до конца года привлечет от Китая кредит на 3,5 миллиарда юаней