Автогонщицей – инструктором контраварийного вождения Марией Вашкевич другие водители нередко оказываются недовольны. Она не лихачит, а во дворах и вовсе сбрасывает скорость до 5-10 километров в час. Если обзор уж очень хорош, а вокруг никого нет, может разогнаться до 15 километров в час.
"Естественно, часто сигналят, начинают махать руками, а на мой аргумент "Это же двор!" – закатывают глаза. Мол, такая ты правильная", – рассказывает Мария.
Ей есть с кем посоревноваться при честном судействе, а устраивать гонки на дорогах общего пользования Мария считает недостойным.
"У водителя, который посоревновался один раз по правилам с равными, гонять по дорогам общего пользования желание отпадает. С кем соревноваться? С пенсионерами? С малолитражками? С новичками? Или я на своей скромной бензиновой малолитражке буду с "Мустангом" соревноваться? К тому же, другие люди на дороге не подписывались ни на какие гонки. Просто показывать удаль?" – рассуждает Мария.
Она убеждена: гонять по городу – это как в платье Prada идти на скромную сельскую дискотеку, "где вам скажут: "Деточка, что ж ты надела такое?"
Мария уверена, что будь в Беларуси у водителей возможность разгуляться на предназначенном для этого автодроме, безумных гонок по городским дорогам было бы меньше.
Корреспондент Sputnik Елена Васильева побеседовала с Марией Вашкевич о том, как научить вождению "недообученных" в автошколе, что хранить в багажнике и для чего нужны навыки контраварийного вождения рядовому пользователю авто.
Если вас недоучили в автошколе
"Кто-то ждал восемнадцатилетия, чтобы легально начать покупать алкоголь, а я – чтобы получить права", – признается автогонщица.
Сейчас она помогает научиться водить авто тем, кто права уже получил, но за рулем по-прежнему чувствует себя неуверенно.
Просто водить машину по дорогам общего пользования дано каждому, убеждает Мария. Если инструктор говорит вам обратное, значит, ему не дано преподавать, а не вам не дано водить, говорит собеседница.
"Не все вписываются в стандартную обучающую программу. Когда люди говорят "Мне не дано" – это означает "Мне не дано освоить стандартную программу, подходящую для остальных", а не "Мне не дано водить", – уверяет Мария.
Часто у тех, кто приходит к ней обучаться вождению, многие проблемы уходят, когда инструктор говорит: бояться за рулем – это нормально.
"Не боятся те, о ком мы читаем: "ехал 120 по городу, врезался". Вот он не боялся. А нормальный ответственный человек боится за рулем источника повышенной опасности, боится сесть за руль и нести ответственность за свои и чужие жизни. Это чувство нужно любить, потому что оно переходит в осторожность, а осторожность – в безопасность", – убеждена Мария.
Она признается: это чувство своеобразного страха за рулем с ней до сих пор, потому что она прекрасно понимает, к каким последствиям могут привести неверные движения. Хоть Мария и преподает экстремальное вождение, по дорогам водит спокойно, особенно внимательна в сложных погодных условиях.
"Если все плетутся 60, где можно 120, я тоже плетусь, и корона с меня не падает", – говорит Мария.
Муж Марии тоже автогонщик, и за рулем в обычной жизни чаще всего оказывается именно он. Когда же на водительское место садится жена, то порой получает претензии с пассажирского кресла – мол, слишком медленно, слишком осторожно.
Но и своих подопечных Мария учит именно такому стилю.
"Я взрослый человек, и взрослому человеку не метаться из угла в угол – нормально. Люди не щемятся в очередь в супермаркете, не несутся в лифт, который закрывается, а на дороге почему-то ведут себя порой именно так", – констатирует автогонщица.
Она рассказывает, как привила любовь к размеренной манере вождения одной из своих клиенток.
"Красивая интеллигентная женщина с хорошими манерами – она не понимала, что и на дороге нужно вести себя с достоинством. И как только я ей это объяснила, она стала водить с удовольствием", – рассказывает гонщица.
Женщины хуже водят?
Первое образование Марии Вашкевич – психолог. И в обучении вождению ей это пригодилось.
Женщин она хвалит за конкретные успехи, а мужчинам нужно одобрение другого рода.
"Женщины более эмпатичные, проще понизить их самооценку, рассказав, что они ничего не стоят. Важно хвалить их успехи. А мужчины ассоциируют себя со своими вещами, лучше похвалить их выбор курсов вождения, чем конкретный успех", – рассказывает Мария.
К инструктору-женщине ее клиенты относятся с уважением.
"Срабатывает стереотип – если человек занят в не свойственном его полу деле, значит, он уже прошел огонь, воду и медные трубы", – поясняет Мария.
Зачем навыки экстремального вождения простому автолюбителю?
"Мы не знаем, как поведем себя в экстремальной стрессовой ситуации. Попадая в такую ситуацию, мозг задает вопрос: я в такой ситуации был? Чаще всего ответ – нет. И тогда организм решает: я буду действовать таким образом, как обычно реагирую на все стрессы", – рассказывает Мария.
Инструктор поясняет – есть два типичных способа реагировать на стресс: замереть или проявить агрессию. В случае со стрессом на дороге вариант "замереть" часто оказывается не самым плохим.
"Посмотрите ролики в сети: как часто люди вместо того, чтобы просто врезаться в бампер впереди идущей машины, вылетали на встречку, где их раскатывала фура. Человек не анализирует, реагирует рефлекторно. Просто у него нет заготовленной реакции на такую стрессовую ситуацию", – поясняет Мария.
В странах с леворульным движением в триста раз больше ДТП с выездом на встречку, чем в странах с праворульным движением, приводит Мария в пример статистику. Слишком часто в такой дорожной ситуации водители реагируют неверно.
Поэтому один из навыков, которые обязательно нужно отрабатывать на курсах, – базовое экстренное торможение.
"Просто лупасить педаль тормоза в пол", – поясняет Мария.
Чемодан на колесах: все свое вожу с собой
Пустую машину Мария не признает. Для нее личный автомобиль – это чемодан на колесиках, который можно взять в любую точку мира.
"Машина – мой дом, у меня там все есть. Игрушки для детей, еда, вода, комплект одежды, все необходимое для гигиены, включая солнцезащитный крем. Косметика для ухода за машиной, тросы, жилетки, аптечка, огнетушитель – обычно пара штук", – рассказывает Мария.
Есть в машине и косметика, но за рулем гонщица не красится.
Ее искренне изумляют автолюбители, которые ничего не возят с собой в личном автомобиле.
"Зачем машина, если человеку с собой ничего не надо? Тогда можно ехать на такси", – рассуждает собеседница.
Но как раз поездки на такси даются ей нелегко.
"В этом году ехала один раз, за 15 минут таксист не успел накосячить. Я плачу им деньги, а они везут меня не так, как надо. Для меня это тяжело", – смеется автогонщица.
Автопарк мечты
"У меня три машины – гоночная, донор гоночной и машина, на которой я езжу по городу. Было бы хорошо иметь отдельную маленькую машину для езды по городу, большую семейную для путешествий, одну ретро-машину, чтобы ездить на "Олдтаймер ралли". Если совсем размечтаться, то неплохо еще пикап – как в хозяйстве без пикапа?" – смеется Мария.
Особенно трепетное отношение у гонщицы к "Мустангам".
"Когда я езжу по городу, я не вижу марки машин. Если кто-то ведет себя на дороге плохо, я это увижу, но не замечу, на какой он был машине. Но при этом, если через пять рядов от меня будет виднеться краешек "Мустанга", я его замечу", – рассказывает гонщица о своих трепетных чувствах к этой марке машин.
При этом белорусы "Мустанги" пока не оценили, считает она, в Минске их не очень много. Она полагает, что соотечественники привыкли выбирать авто по двум критериям – или утилитарный вариант, или такой, чтобы все ахнули.
"Мустанг" – это машина для себя. А покупать для души у нас не очень приучены. Либо рациональный вариант, либо такой, чтобы всех потрясти", – рассуждает собеседница.
Гонщица демонстрирует свой автопарк. Самая яркая из всех машин, само собой, гоночная. Вся в наклейках, где-то помятая, но с характером. Подготовить машину к соревнованиям – это самая дорогая и сложная их часть. А вот тренироваться накануне соревнований негде.
"По сути вся моя тренировка – это гонки", – признает Мария и вспоминает свою первую зимнюю гонку.
"Задний привод, ледочек – вот он, концентрат счастья", – смеется гонщица и убеждает: есть что-то магическое в том, чтобы сесть за руль "чуда инженерной мысли" и справиться с ним.
Корреспонденты Sputnik не выдержали и все же уточнили: неужели автогонщица ни разу не превысила скорость в городе?
"Я езжу по городу максимально быстро. Это значит, я держу большую дистанцию, что позволяет прогнозировать ситуацию и не стоять в очереди за внезапно вставшими в повороте машинами. А превышение скорости ничего не ускоряет, проверено многократно", – заверила Мария.
Советы автогонщицы: как минимизировать риск на дороге
Не проскакивать на перекрестках.
Проскакивать на перекрестках – это подставлять свой бок. Там нет ни подушек, ни ремней безопасности, ни подголовников. Поэтому почти все смертельные случаи на городских скоростях – боковые столкновения.
Минимизировать и по возможности избегать ночных передвижений.
Самое главное – не ездить в сумерках, особенно там, где нет загородок от лосей. В сумерках самое опасное – это лось.
Один из лучших автогонщиков Беларуси погиб в сумерках от столкновения с лосем.
С трех ночи до пяти утра за руль лучше не садиться, по возможности это время стоит переждать.