ВИТЕБСК, 9 авг – Sputnik. Один из этапов Кубка мира по вертолетным гонкам впервые пройдет в Витебске на аэродроме Куковячино на предстоящих выходных.
Корреспондент Sputnik побеседовал с одним из участников соревнований – летчиком-инструктором вертолета Ми-2 Никитой Лаптевым и узнал, почему для проведения международных соревнований выбрали именно Витебск, и как при минимальном "налете" часов добиться хороших результатов.
Небольшой налет – высокие места
"В этапе, который проходит в Витебске, принимают участие 20 экипажей из пяти стран мира: Беларуси, России, Украины, Чехии и Польши. В 2018-м соревнования проходили в Минске, но в этом году Минский аэродром закрыли, и было решено впервые провести их на аэродроме Куковячино под Витебском", – рассказал Лаптев.
Из Беларуси в соревнованиях примут участие три экипажа: два витебских и один минский. По словам Никиты, экипажей, которые занимаются спортивным пилотированием вертолетов, – единицы, причем большинство из города на Двине.
Лаптев уже 12 лет управляет вертолетами, а вертолетным спортом занялся в 2012 году. В гонках участвует с момента их основания в 2015-м.
"Данный вид спорта появился в СССР, а вертолетные гонки придумали в России. В соревнованиях участвует не так уж много стран: Англия, РФ, Чехия, Польша и Беларусь, в них же и проходят этапы гонок", – уточнил пилот.
Месяц назад, на предыдущем этапе Кубка мира, который состоялся в России, экипаж Лаптева занял первое место в "Слаломе" – одной из двух дисциплин гонок.
На вопрос, как часто Лаптев совершает тренировочные полеты, пилот ответил, что в нынешнем году двум витебским экипажам выделили финансирование всего на десять часов полета, то есть каждый из них может побывать в воздухе всего пять часов в течение всего года.
"Это катастрофически мало. В прошлом году у нас было по 30 часов налета. Сейчас же финансирование сократили. Для сравнения: наши российские коллеги летают по 120–150 часов в год", – уточнил Лаптев.
Дополнительные часы взять неоткуда: Никита работает летчиком-инструктором: как инструкторы в автошколах, сидит рядом с обучающимся и подсказывает, вместо того чтобы оттачивать собственные навыки.
На вопрос, как его команде удается занимать столь высокие места, он отвечает просто.
"Годы тренировок, мышечная память и сработанный экипаж, который состоит из двух человек: летчика и летчика-оператора ", – объяснил Лаптев.
Зрелищные соревнования
Вертолетные гонки – зрелищный вид спорта. В них включены две дисциплины: "Развозка груза" и "Слалом".
В начале "Развозки груза" два вертолета стоят на двух одинаковых площадках параллельно друг другу. У летчика-оператора снята дверь. У него же находится груз – кранец, весом около шести килограммов.
По отмашке стартера, как в обычных гонках, вертолеты поднимаются в воздух и летят вперед. Влетают на площадку через своеобразные "входные ворота" и поочередно опускают груз в контейнер. Вначале кранец от вертолета находится на рассмотрении четырех метров, затем шести, а потом восьми. Чем длиннее становится веревка, тем тяжелее попадать грузом в цель.
Вторая дисциплина – "Слалом". На площадке расположено шесть ворот шириной в метр. Летчик-оператор держит в руках веревку, к которой привязано ведро. По отмашке вертолеты поднимаются в воздух, подлетают к бочке, из которой летчик набирает воду на высоте пяти метров. Затем это ведро нужно пронести на веревке через все шесть ворот в двух направлениях, и с высоты пяти метров поставить на стол.
Упражнение необходимо выполнять аккуратно и быстро, поскольку штрафуется все: и непопадание в ворота, и разлитая вода, и проход через ворота в неправильном направлении.
По общим зачетам после прохождения всех этапов Кубка белорусская команда завоевала серебро на вертолетных гонках в 2017 и 2018 годах.
После Витебска спортсменам предстоит участвовать еще в двух этапах Кубка мира по вертолетным гонкам, которые пройдут в Чехии и Польше в начале и конце сентября.
Будут ли проводить этап на следующий год в Витебске, решит Комитет Федерации авиационных видов спорта, куда входят представители всех стран-участниц кубка.