Смерть Александра Курловича в апреле прошлого года потрясла многих. Двукратный олимпийский чемпион в супертяжелой весовой категории никогда не производил впечатления больного человека. Его не раз называли самым сильным человеком планеты. Что произошло, понимали лишь немногие.
Судьба Александра Курловича – яркий пример издержек большого спорта, когда плата за успех оказывается слишком дорогой.
Есть узкий круг победителей, золотые медали которых мы называем "медалью медалей". Это мужская и женская стометровка в легкой атлетике, мужской одиночный разряд в фигурном катании, абсолютное первенство в гимнастике, футбол, хоккей. В тяжелой атлетике "медалью медалей" называют победу в абсолютной весовой категории. Это пьедестал для избранных, за прошлый век менее десятка штангистов сумели взойти на него.
В свое время интервью с Александром Курловичем у меня не получилось. Я принципиально не стал расспрашивать о подробностях "канадской эпопеи" 1985 года. Тогда от его соперничества с Анатолием Писаренко у всех болельщиков захватывало дух.
Мы перевели разговор в бытовую плоскость большого спорта. Узнав, что старший брат Александра Курловича был его личным тренером, я провел аналогию с двумя другими прославленными спортсменами последней четверти ХХ века. У легендарного штангиста, двукратного олимпийского чемпиона, обладателя 80 мировых рекордов Василия Алексеева и пловца Владимира Сальникова в расцвете карьеры личными тренерами были жены. Я спросил: "Саша, это как у Василия Алексеева или Сальникова, чтобы тренерские призовые шли в семью?" Этот вопрос настолько смутил его, что дальше беседа не пошла. Я увидел перед собой очень ранимого, сомневающегося человека, больные душевные струны которого я невольно задел.
Когда вы испытали не просто спортивную славу, а славу абсолютную, то перед вами встает вопрос: а что дальше?
Вы еще молоды, вам чуть больше 30 лет, но где та вершина (и есть ли она вообще), которая соответствовала бы тому, чего вы достигли и что пережили в молодости? Реальным воплощением этих личных переживаний является то, что не каждая и не любая работа подходит вам, когда вы оставляете большой спорт.
Вы принесли в жертву успеху здоровье, годы учебы, получили спортивную специальность по инерции, хотя могли бы состояться в другой области. Какой горизонт у вас дальше? Вы можете считать себя сильным, талантливым, даже гениальным, но все зависит от окружающих вас людей, которых мало кто знает, но которые в силу простых житейских обстоятельств вольны распоряжаться вашей судьбой.
Когда было принято решение о ликвидации областных представительств НОКа, Александра Курловича надломила потеря работы. Двукратный олимпийский чемпион, бывший сенатор, почетный гражданин Гродно остался не у дел.
Есть разные мнения и разные оценки того, что произошло год назад. Некоторые считают, что предложенная должность директора спортивной школы была вполне приемлемой альтернативой прежней должности, нужно было "пересидеть и переждать". Увы, это святой обывательский наив. Когда вы заканчиваете шестой десяток прожитых лет, то не "пересиживаете" и не "досиживаете", горизонты будущего строить уже поздно. Не каждая и не любая должность подходит спортивной звезде прошлого. Психологическая плита, свалившаяся вдруг на человека, способна просто раздавить его, даже если когда-то его называли "самым сильным на планете"…
22 июля будет торжественно открыт памятник на могиле Александра Курловича. К чести гродненцев, в установке этого памятника приняли участие многие предприятия города, финансово поддержавшие вдову прославленного спортсмена. Хотелось бы, чтобы этот урок, урок человечности, мы выучили до конца и больше не делали работу над ошибками.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.