В Национальном центре современных искусств белорусской столицы идет выставка "Казимир Малевич и XXI век". Жизнь и творчество великого авангардиста пересекались с Беларусью, но похвастаться его работами в стране до сих пор не могли.
Теперь прямо в центре Минска висит картина – "Человек с лопатой", которая, вероятно, принадлежит кисти всемирно известного художника. Вообще, это полотно с 1994 года находится в запасниках Гродненского историко-археологического музея.
Инвестиции в искусство
История обретения картины вероятного авторства Малевича похожа на детективную. Полотно пытались незаконно вывезти за границы нашей страны, но "любителям живописи" это сделать не удалось.
Вот уже четверть века картина находится в Беларуси, и до сих пор не была сделана атрибуция произведения искусства, которая могла бы подтвердить авторство Малевича.
Живописные работы, как известно, являются хорошими инвестициями, которые со временем только растут в цене. Например, сейчас самая дорогая картина в Беларуси находится в корпоративной коллекции "Белгазпромбанка". Это картина Хаима Сутина, которая была приобретена почти за 2 миллиона долларов.
Для сравнения, в прошлом году полотно "Пейзаж", принадлежащее кисти Малевича, продали на аукционе в Лондоне за 10,4 миллиона долларов, а его "Супрематическая композиция" ушла с торгов в Нью-Йорке за 85,8 миллиона, что является мировым аукционным рекордом.
Презумпции невиновности нет
Авторство картины, которая сейчас выставляется в Минске, вызывает вопросы. Как отметил в комментарии для Sputnik куратор коллекции "Белгазпромбанка" Александр Зименко, "в искусстве не работает презумпция невиновности".
Искусствовед отметил, что в профессиональной среде в том случае, когда не была проведена атрибуция, а картина не была подписана, принято писать под полотном "неизвестный автор" или "предполагаемый".
В Беларуси провести первоначальную атрибуцию можно на базе Национального художественного музея. При этом нужно делать рентген полотна, брать на анализ краску. Все это позволит точно установить возраст предмета искусства.
Зименко обратил внимание, что нужна и художественная атрибуция. Специалисты могут по мазкам определить авторство, потому что это сродни почерку человека.
Большие коллекции работ Малевича есть в России, поэтому логично было бы и атрибуцию проводить там.
Стоимость вопроса
В случае если авторство Малевича подтвердится, продать "Человека с лопатой" на аукционе не получится. По белорусским законам произведения искусства, находящиеся в музейных коллекциях, являются государственной собственностью и не могут быть проданы.
Правда, искусствовед отмечает, что, "если на рынке появится новая картина Малевича – это вызовет ажиотаж. В таком случае только начальная цена на аукционе может составить 100 тысяч долларов, а сколько было бы в итоге, можно только гадать".
Пока картина была в запасниках музея в Гродно, там всегда стоял знак вопроса вместо авторства картины, что подтвердили корреспонденту Sputnik Станиславу Андросику в художественном отделе музея.
Остается только гадать, почему на протяжении 25 лет Гродненский историко-археологический музей не пробовал установить авторство картины и подтвердить, что ее написал Казимир Малевич.
По мнению кандидата искусствоведения Александра Зименко, дело может быть в банальной нехватке денег. Потому что государственной организации для такой инициативы нужны внебюджетные средства. Только перевозка в Эрмитаж может потянуть на несколько тысяч долларов, а сюда нужно еще добавить и страховку, и проведение самих работ.
"Для белорусских региональных музеев это по-настоящему большие деньги, которых у них попросту нет", – констатировал специалист.
В Национальном центре современных искусств отметили, что сейчас "Человек с лопатой" застрахован на сумму, эквивалентную 30 тысячам долларов, хотя в случае подтверждения авторства Малевича эта цифра могла бы вырасти в несколько раз.