Пока белорусы обсуждают новые правила призыва и сократившееся число возможностей "откосить", Sputnik поговорил с белоруской, которая уехала в Израиль и вынуждена была там отслужить в армии - служба обязательна. Кристина говорит, что откосить даже не думала. Как сделать службу в белорусской армии престижной и похожа ли казарма Израиля на хостел, она обсудила с корреспондентом Sputnik.
Из Орши в израильскую армию
Белоруска Кристина Вареникова родом из Орши, но в 2004 году она переехала в Израиль. Жила в Иерусалиме, ходила в школу, а через три года призвалась в армию.
"Откосить даже и не думала, потому что служба в армии обязательна для всех - как для мужчин, так и для девушек, если только у тебя нет проблем со здоровьем и освобождающих от службы справок", - рассказывает Кристина корреспонденту Sputnik.
И в Израиле есть девушки, которые решили "откосить", но в будущем некоторые из них из-за такого решения сталкивались с проблемами на работе.
О зарплате и питании в израильской армии, о ранних подъемах и о том, можно ли солдату накраситься и сделать маникюр, она согласилась рассказать для Sputnik.
Подъем в пять утра и минимум макияжа
"Не скажу, что волновалась перед призывом. Было интересно, как и что будет. К тому же, нравилось ходить по форме", - вспоминает Кристина и рассказывает про свой первый день армейской жизни.
"Нас загрузили в автобус и повезли в армейскую часть. Там мы проходили курс молодого бойца в течение трех месяцев. Нас было четверо в комнате. О каких удобствах можно говорить? Обшарпанные стены, железные кровати, три душа на 25 человек, в общем, армия. Хранить личные вещи можно было в специальной армейской сумке в комнате", - рассказывает Кристина.
А потом начались ранние подъемы – в пять часов утра. Отбой – в 22 часа, а за час до отбоя и в течение часа после обеда – свободное время. Можно написать родным.
"А краситься можно?" – уточняю.
"Я иногда наносила легкий макияж. Вообще, там с этим делом строго. Неяркий лак, максимум – френч. Украшений по минимуму", - поясняет Кристина.
Родители, к слову, не были против службы дочери. Кристина поясняет – доверяли государству.
О дедовщине речи не шло. В комнате с девушкой жили три ее школьные подруги:
"Каждое утро мы заправляли кровати и мыли пол в комнате. Я призывалась с девочками, с которыми уже три года отучилась в школе. Так что в комнате были все знакомые люди, с которыми и так уже многое было пройдено. Нам было интересно проходить новые вещи вместе. Мы и в школе друг другу помогали и поддерживали морально, потому что родители были далеко".
Кристина говорит, что за время службы подтянула язык, но главное, что дала ей армия – чувство патриотизма.
"Это помогает быть полноценным гражданином в обществе", - убеждена Кристина.
Из главных минусов службы – нехватка свободного времени. Но Кристина, как настоящий солдат, добавляет, что "в принципе, терпимо".
Рацион в "армейке": мясо, рыба, гарниры и салаты
"Армия многое мне дала. Вообще, к солдатам-одиночкам – это те, кто живет в стране без родителей – относятся с особым трепетом. Их поддерживают очень сильно, как в моральном, так и в материальном плане. Моя зарплата каждый месяц составляла 500 долларов, что я считаю приятным бонусом", - вспоминает Кристина.
"А если бы белорусским призывникам платили, было бы больше желающих служить?" – интересуюсь.
"Может, и да. Но я считаю, что даже если бы зарплат не было, я бы все равно два раза не думала. Ведь дело не в деньгах. Это долг. Честь для меня. Я думаю, если бы так думали наши соотечественники, белорусы, мы были бы на ступеньку выше", - убеждена девушка.
Муж Кристины – Матвей – тоже прошел израильскую армию. Собеседница Sputnik признает, что дома они часто обсуждают эту тему. Матвей и вовсе служил в боевых частях, а там, как говорит Кристина, обстановка "посерьезнее".
Кристина тоже хотела попасть в боевую часть, но не вышло – сильный недобор веса. А девушка тогда весила всего 48 килограмм. Вообще же для того, чтобы попасть в боевую часть, нужно пройти и психологический отбор – сдать тесты на компьютере.
В обычной и боевой частях отличается даже подход к питанию. В целом израильским солдатам на скудный рацион жаловаться не приходится.
"В армейке были столовые, но кушали мы там нечасто. Вообще израильтяне - очень разбалованный народ. Так что пойти покушать суши и гамбургер в обед – это обычное дело. Я, например, ходила в столовую, там был, как я считаю, неплохой выбор – мясо, рыба, гарниры и салаты. В боевых частях с питанием построже. Им там дают одну коробку на четверых человек, и нужно делить на всех. И в столовых там был выбор поменьше", - рассказывает Кристина.
"Просто он не солдат"
Родители Кристины доверяли государству, в котором служит дочь, и были уверены, что с ней все будет хорошо, потому и были солидарны с ее решением служить, говорит девушка. А вот пошла бы она в белорусскую армию или нет, собеседница не может ответить однозначно.
"Может, и да. На сегодняшний день. А на тот момент, думаю, нет", - говорит Кристина и поясняет – в те годы доверия к государству не испытывала.
К парням, которые от армии откосили, Кристина относится спокойно. В шутку говорит – "просто он не солдат". В дискуссии на эту тему не вступает.
"Я даже с ними не спорю. Это личное дело каждого. Значит, они так решили", - пояснила девушка свою позицию.
Читайте также:
- Наука не ради "откоса". Потенциальные призывники – о "законе об отсрочках"
Служить нельзя учиться. Что ждет белорусских призывников?
Путаются в показаниях: что не так с новыми правилами призыва