По данным УГАИ МВД Беларуси, с начала текущего года в ДТП пострадали больше 100 детей и подростков, в том числе пятеро погибли. В преддверии летних каникул ГАИ в очередной раз призывает водителей быть предельно внимательными на дорогах, на пешеходных переходах, во дворах и вблизи детских учреждений.
Корреспондент Sputnik Тамара Зенина провела два часа в рейде с инспекторами ГАИ и узнала, почему не все водители ездят с включенными фарами.
Извините, забыл
"Я не включаю фары днем, профессионалы никогда не включают. Со светом ездят три категории людей: колхозники, они деревенские, стесняются, молодые неопытные водители и еще вот такие, с растопыренными пальцами, типа смотрите: я еду! Такие включают свет и в багажнике, и под капотом – везде", – делится своей классификацией водитель Василий, которого наряд ДПС остановил из-за невключенных фар.
"Но сейчас проводится специальный комплекс мероприятий в связи с акцией "Внимание – дети!". Потому что начинаются каникулы. Включите, пожалуйста, свет и будьте внимательны", – настаивает инспектор ДПС специального подразделения по обеспечению дорожной безопасности (СП по ОДБ) ГАИ ГУВД Мингорисполкома капитан милиции Евгений Сергиеня.
"Ну, это понятно, я не забуду", – обещает Василий.
"Виноват. Я просто забыл включить после остановки. Обычно езжу со светом, у меня самого двое детей", – оправдывается еще один остановленный водитель Андрей.
"Возможно, не все смотрели или читали новости, могут и не знать", – предполагает капитан Сергиеня, но отмечает, что незнание закона от ответственности не освобождает.
За невключенный ближний свет фар либо дневные ходовые огни тоже предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двух базовых величин.
Однако если человек не отрицает того, что он нарушил правила, и не является злостным нарушителем, в первый раз сотрудники ГАИ, скорее всего, его просто предупредят.
Не зависимо от того, на выявление какого нарушения направлен рейд, внимание инспекторов ДПС не минуют и другие водители.
Особенно если они ведут себя неуверенно, увидев сотрудника ГАИ, начинают судорожно натягивать ремень, дергать руль или попытаются быстро остановиться, не доехав до патрульных.
"Как правило, у таких чего-то не хватает, например, прав", – делится опытом капитан милиции и быстро направляется к автомобилю, который прямо на глазах у ГАИ резко свернул к обочине и примостился за двумя другими машинами.
На этот раз водитель просто перестраховался, поздно вспомнив про то, что забыл включить фары.
Каршеринг – просто беда
Пока капитан составляет протоколы на нарушителей, я говорю с его напарником старшим лейтенантом Дмитрием Ванью об особенностях современного вождения.
"Каршеринг – это просто беда нашего времени", – отмечает Дмитрий.
Он говорит, что, желая сэкономить деньги, водители арендных авто часто превышают скорость, кроме того, садятся за руль и без прав, пьяными, а потом бросают машины где попало. Иногда авто приходится эвакуировать.
Мотоциклисты – главный признак лета на дорогах. Они не перестают пугать горожан и настораживать ГАИ. Порой байкеры действительно не проезжают, а именно пролетают мимо сотрудников ДПС.
"Если перестать их преследовать за нарушение скоростного режима, останавливаться будут меньше половины. Преследовать нужно, но так, чтобы и мотоциклист остался жив, и сотрудники ГАИ не пострадали", – высказывает капитан Сергиеня свою точку зрения по поводу громких преследований байкеров и рассказывает "свежую" историю.
"Буквально вчера остановил мотоциклиста без прав через перекресток от штрафстоянки. Два дня назад у него отобрали байк из-за отсутствия документа. Он попросил знакомого с правами забрать транспорт со штрафстоянки, а потом снова сел на него и поехал, но далеко отъехать не успел", – рассказал Сергиеня.
За первое нарушение байкеру дали штраф в размере пяти базовых, повторно судья назначил ему уже штраф в размере 40 базовых.
"Пока мы с ним сидели в суде и ждали оглашения, он успел выставить свой мотоцикл в интернете на продажу и пообещал "завязать", – рассказал капитан милиции.
По его наблюдениям, не у всех нарушителей мотив одинаковый. "Кто-то не нарушает, потому что в принципе не может этого делать. Он такой человек. Кто-то старается ездить по правилам, потому что у него нет денег на штрафы. А кто-то нарушает, потому что у него есть деньги!" – констатирует Евгений.
В горе и радости закон один
Могут ли водители разжалобить сотрудника ДПС своими оправданиями? Могут, но "только чисто по-человечески". На правопорядке это отразиться не может.
Инспекторы признаются, что нередко им приходится становиться свидетелями чужих радостей и горя. Чтобы смягчить наказание, некоторые водители готовы вывернуть душу наизнанку.
"Конечно, мы сочувствуем и сопереживаем, как и все. Помню, остановил таксиста в 11 утра. В салоне пассажирка с ребенком. А у него остаточное больше промилле. Мужчина показал документы о том, что вчера похоронил жену, рассказал, что остался один с двумя сыновьями. По этому поводу с горя сильно употребил, но зарабатывать на жизнь надо. С одной стороны, очень грустная история, но его все равно пришлось наказать, чтобы он на следующий день не усугубил положение и не наделал в таком состоянии еще больших бед", – вспоминает Сергиеня.
"Когда 8 марта мы останавливаем нетрезвых или лишенных прав дам-водителей, их тоже приходится наказывать", – говорит Ванью.
Он отмечает, что наши граждане не умеют рассчитывать дозу спиртного за праздничным столом, потому что после праздников попадается особенно много водителей "с остаточным".
"Я был командирован на "Славянский базар", и там за две недели по всей области задержали больше 50 пьяных за рулем", – рассказывает старший лейтенант.
Вместе со всем личным составом сотрудники милиции готовятся к еще одному большому празднику, главному событию этого лета – II Европейским играм.
Инспекторы рассказывают, что минская милиция ожидает подмогу со всей страны. Накануне некоторые стражи правопорядка прошли курсы английского языка.
Правда, Евгений и Дмитрий на этих курсах не были, но опыт общения с иностранными туристами имеют.
"Иностранцы любят подходить к людям в форме, чтобы что-то спросить. Если я не могу объяснить, использую переводчик Google. В случае особенной ситуации нам никто не запретит обратиться к прохожим со знанием языка за помощью", – говорит Ванью.
"Во время чемпионата по хоккею я оформлял пьяного гражданина Латвии. Он, правда, говорил по-русски, но рассказал, что правила в наших странах отличаются. У них при содержании в крови алкоголя от 0,3 до 0,7 промилле назначают штраф в размере 200 евро и лишают прав на три месяца. От промилле до полторы – штраф 400 евро и полгода лишения", – рассказывает Сергиеня.
Представители ГАИ считают, что если бы в Беларуси ввели такое разграничение, "это раскрепостило бы водителей" – те, кто, может быть, не собирался пить перед поездкой, выпивали, успокаивая себя тем, что их могут лишить прав всего на три месяца.
Латышского водителя тогда все-таки лишили права управления транспортом, но только на территории Беларуси.
Никакой специальной подготовки накануне Европейских игр для сотрудников ДПС не проводится. "Мы всегда готовы и к большим мероприятиям, и к профилактике небольших правонарушений. Это наша работа", – поделились инспекторы.
P.S.
За два часа, которые мы провели вместе с сотрудниками ГАИ, было остановлено несколько десятков автомобилей с невключенным светом фар, на троих водителей составили протоколы. Более серьезных правонарушений за это время выявлено не было.