Водители массово сообщают о том, что вдоль дорог пасутся целые стада косуль, которые то и дело норовят броситься под колеса.
Корреспондент Sputnik побеседовала с представителями Министерства лесного хозяйства, Минприроды и ГАИ и выяснила, откуда на дорогах появились косули, как избежать столкновения с ними и как себя вести, если ДТП все-таки произошло.
Косуль не так уж много
Оказывается, косуль в Беларуси сейчас не так уж много. Просто раньше их так часто не замечали. "Сейчас косуль в стране около 100 тысяч особей. Это 70% от оптимальной численности, при которой косуля может существовать в наших лесах, не нанося никакого вреда", – заверил консультант отдела охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Беларуси Виталий Бондаревич.
Такой же точки зрения придерживаются и в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды. Не животных становится больше, а дорог и машин.
"Нужно понимать, что со временем количество дорог и транспортных средств в стране увеличивается, ускоряется темп жизни людей. Можно математически рассчитать, что в таких условиях кратно увеличивается вероятность встречи человека с диким животным на дороге", – рассказал начальник управления биологического разнообразия ведомства Николай Свидинский.
Скачков численности популяции косуль на самом деле нет.
"Просто раньше среднестатистический белорусский водитель, условно, накатывал в месяц 1,5 тысячи километров. Сейчас эта цифра выросла до 2,5-3 тысяч. Следовательно, в 1,5-2 раза увеличилась вероятность увидеть на дорогах диких животных. Надо понимать, что это нормально. Водителям паниковать не стоит", – заверил он.
Куда бегут косули?
По информации Минлесхоза, сильных всплесков ДТП с дикими животными сейчас нет: их количество долгое время держится примерно на одном уровне. И все же автомобилисты начинают интересоваться в ведомстве, как косули оказываются на дорогах.
"Есть несколько причин их появления на проезжей части. Первая – испуг животного. Оно могло прогуливаться по обочине, в это время ехал автомобиль, осветил его резко либо подал звуковой сигнал, косуля начала метаться, выбежала на дорогу и попала под колеса", – объясняет Бондаревич, как все происходит.
Еще один фактор появления косуль – период гона, когда самец чувствует самку на другой стороне дороги и переходит ее, несмотря на машины.
"Сейчас самцы находятся в активном поиске пары для продолжения рода. Это нормальное сезонное явление, когда в мае-июне животные, в том числе и других видов, находятся в активном состоянии и в поисках новых мест обитания", – отметил Свидинский.
В то же время сеть автомобильных дорог в стране довольно плотная, поэтому животные вынуждены пересекать их.
"Автомобилисты должны быть предельно внимательными, так как дороги пересекают и более крупные, чем косули, животные: лоси, олени и даже медведи. Только личная осторожность водителя может дать гарантию его безопасности", – подчеркнул представитель Минприроды.
Тем временем в Минлесхозе отметили, что пути миграции копытных животных складываются десятками лет, и косули на генетическом уровне следуют им.
"Испокон веков животные ходили так, а сейчас там появилась дорога. Они не привыкли к этому и поэтому попадают под машину. Пройдет два-три поколения, пока они адаптируются к новой обстановке", – считает Виталий Бондаревич.
Чаще всего ДТП происходят во время активности животных (в утренние и вечерние часы).
"Это не самый благоприятный период для водителей, а животные в это время идут на кормежку. К примеру, они обитают в лесу, а кормиться идут на поле, которое находится через дорогу, перебегают, и их сбивают", – отметил сотрудник Минлесхоза.
- Осторожно, лоси! Что делать водителю, чтобы не попасть в ДТП с сохатым
Дорого и не всегда эффективно
Многие водители считают, что панацея от ДТП с дикими животными – это заградительные сетки. Однако даже там, где они устанавливаются, случаются аварии.
"Например, грибники, желая попасть в лес, делают дырку в сетке с одной стороны дороги. Косуля через это отверстие выбегает, а на другой стороне сетка целая, поэтому попасть за нее не получается. Животное начинает метаться, обратно попасть не может и гибнет под колесами авто", – описывает Бондаревич.
В Минприроды также убеждены, что ограждение дорог решает проблему не на 100%, как и другие дорогостоящие способы.
"Строительство переходов для животных через трассы – это дорого и не всегда эффективно: в этом году животные ходят через дорогу в этом месте, а в следующем по каким-то причинам микропопуляция исчезла, и переход стал невостребованным. Мы это понимаем и хотим, чтобы это понимали граждане", – разъяснил позицию министерства Николай Свидинский.
Не сигналить и не пытаться прогнать
Чтобы понимать, как себя вести, если заметил косулю на дороге или обочине, нужно знать особенности поведения этих животных. Некоторые водители начинают сигналить животному, но, оказывается, так делать нельзя.
"Подавать звуковые и световые сигналы – это значит вызвать у животного еще больший стресс. Оно может метнуться в любую сторону. Любые резкие ускорения, торможения, любые громкие звуки увеличивают вероятность того, что животное может попасть под машину. Это только увеличивает опасность", – подчеркнул Свидинский.
По его словам, также не стоит выходить из машины и пытаться отогнать косулю подальше от дороги.
"Если животное решило совершить переход на этом участке дороги, оно это сделает. Это только вопрос времени. Вы его отогнали, а через 20 секунд оно бросилось через дорогу и попало под колеса следовавшего за вами авто", – пояснил представитель Минприроды.
В ГАИ также дали рекомендации, что делать водителю, чтобы избежать столкновения с косулей.
"Водителям нужно быть предельно внимательными, особенно в зоне действия знака "Дикие животные".
Нужно двигаться с такой скоростью, чтобы при возникновении опасности можно было принять все меры, чтобы избежать наезда", – рассказала официальный представитель УГАИ МВД Анна Банадык.
Согласно исследованиям, при скорости 90 километров в час водитель не успевает заметить животное на дороге и остановиться. Максимальная скорость, которой должен ограничиться автомобилист на опасном участке, – 70 километров в час, но это при условии, что у него исправная машина и хорошие тормоза.
Чаще всего ДТП с дикими животными происходят в темное время суток.
"Многие бывалые водители рекомендуют, помимо дальнего света фар, который позволяет хорошо просматривать дорогу, включать и противотуманные фары, которые больше захватывают обочину. Это повышает вероятность вовремя увидеть животное, которое выбегает из леса", – поделилась лайфхаком представитель УГАИ МВД.
Также Анна Банадык подчеркнула, что водителям ни в коем случае не нужно пытаться объехать выскочившее на дорогу животное.
"Тяжкие смертельные аварии происходят, когда человек пытается объехать животное, выезжает на встречную полосу и там сталкивается с другим авто либо выезжает на обочину или тротуар и оказывается в кювете", – отметила Банадык.
В Госавтоинспекции и в Министерстве лесного хозяйства отметили, что самое эффективное средство против столкновения с косулей – это экстренное торможение.
"Тогда столкновение наименее травмоопасное, если животное все-таки попадает под колеса. Кроме того, когда водитель экстренно тормозит, у зверя есть шанс успеть перебежать дорогу", – объяснила официальный представитель ГАИ.
Что делать, если ДТП все-таки случилось
ДТП с диким животным – это серьезная проблема. Самые тяжелые последствия влекут за собой наезды на лосей и оленей: они падают на лобовое стекло, ломают стойки авто, поэтому сидящие впереди водитель и пассажир получают травмы. Не так опасно столкнуться с косулей, лисой и зайцем.
"Если произошло столкновение с диким животным, порядок действий водителя такой же, как при обычном ДТП. Ни в коем случае нельзя уезжать с места аварии. Если это сделать, есть большая вероятность получить штраф от 5 до 25 базовых величин и лишение прав. Нужно остановиться, включить аварийную световую сигнализацию, обязательно выставить знак аварийной остановки", – перечислила по пунктам Анна Банадык.
Особенно важно это сделать в темное время суток, чтобы предупредить других водителей об опасности. Напомним, вне населенного пункта знак должен быть выставлен на расстоянии не менее 40 метров от автомобиля. Причем чем дальше, тем лучше.
"После этого нужно позвонить в ГАИ, а сотрудники Госавтоинспекции вызовут всех остальных заинтересованных", – отметила официальный представитель Госавтоинспекции.
Как правило, в таких ДТП не усматриваются нарушения со стороны человека за рулем, потому что животные непредсказуемы.
"На место аварии приезжает сотрудник ГАИ, оформляет и выдает справку о ДТП. Возмещения, если нет КАСКО, от страховой компании ожидать в таком случае не стоит", – предупредила она.
В случае аварии водителю ничего нельзя делать со сбитым животным.
"За это предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность в зависимости от нанесенного ущерба", – предупредила Банадык.