Деньги – одна из самых грязных вещей в мире. Буквально. Деньги ходят по рукам самых разных людей. Поэтому в конце смены инкассаторам приходится тщательно мыть руки.
На службе инкассатор всегда в бронежилете, а еще у него под рукой оружие. Его задача – быть в городе максимально аккуратным, внимательным, избегать конфликтов с прохожими. Ведь все это может повлиять на сохранность сумки с деньгами.
Проект Sputnik "Изнанка профессии" – о той стороне простой и сложной работы, которую не увидеть обывателю. К сожалению или к счастью. И пусть профессионалы сами рассказывают об изнанке своей работы. Как говорится, без комментариев.
Инкассатор, который работает в одном из белорусских городов, поделился деталями профессии. Правда, имя попросил не называть – вы сами поймете, почему.
Грузовик с деньгами
Шальных мыслей вроде схватить сумку и убежать куда-нибудь на Бали, скажу честно, никогда не возникало. Ни разу.
Спорить не буду, варианты, как это можно проделать, есть. Но, во-первых, это будет нечестно с моей стороны. Я не авантюрист – я профессионал. И если уж подписал контракт, то буду выполнять все его условия.
Во-вторых, это только в кино можно улететь с деньгами и жить долго и счастливо. На самом деле это все просчитывается и вычисляется. Убежать с таким огромным количеством денег так просто не получится. И даже если человека не найдут сейчас – его найдут через месяц.
Наш банк принимает на хранение выручку у самых разных объектов. Даже на этой улице, где мы сейчас идем, есть несколько наших клиентов. Заводы, казино, заправки, торговые центры…
Конечно, иногда приходится иметь дело с очень большими суммами. Был у нас случай, когда мы везли деньги в небольшом спецавтомобиле из одного города в другой. Перевозку заказал один крупный промышленный объект. Доллары, евро, белорусские рубли. Я знаю только, сколько там было денег, но это конфиденциальная информация. Несколько домов на ту сумму точно можно было купить.
Было ли мне страшно в тот момент? Немного. Но это моя работа. Во время маршрута мы стараемся просчитывать все моменты наперед и быть начеку. Просто так вырвать у нас сумку из рук не получится.
Забытая сумка
Руки после каждого маршрута всегда грязные. Представляете, наличность, она же через сколько рук проходит.
Сами деньги мы в руки не берем, но берем мешок, в котором их перевозят. Кроме того, на маршруте у нас до 60 объектов. Это нужно каждый раз дверь открыть-закрыть в организации. Дорога, пыль… Поэтому руки грязные. Да, деньги пачкают людей. Но не той грязью, о которой мы сейчас говорим.
Все инкассаторы несут материальную ответственность. С каждым подписан договор об индивидуальной и коллективной материальной ответственности. И это одна из причин, почему в случае ЧП руководство ничего делать не хочет. Потому что крайним все равно останется инкассатор. Если у нас происходят нестандартные ситуации, начальство тут же достает бумаги с инструктажем, где есть твоя подпись, – с них взятки гладки.
Мне, к счастью, не приходилось возмещать ущерб на работе. Хотя были ситуации, которые могли бы закончиться плачевно.
Как-то приехали на рынок, где у нас была пара обменных пунктов. Они находились по соседству, поэтому мы сначала выручку забрали в одном и тут же пошли во второй. Мы молодые, девчонки в кассе молодые – в общем, заболтались. Я взял вторую сумку и поехал. В дороге чувствую, что чего-то не хватает. Хорошо, что есть телефоны. Обошлось, но перенервничал я тогда здорово. Эта ситуация стала для меня большим уроком.
Утренняя и вечерняя "дойки"
Мы работаем два дня через два. Первый выезд приходится на раннее утро. Коллеги в шутку называют его "утренней дойкой". Во время маршрута забираем деньги из хранилища, где они находились ночью, и развозим по объектам. Есть и организации, которые работают ночью. У них, наоборот, нужно принять выручку.
Последняя "дойка" приходится на вечер, когда мы снова посещаем организации и берем у них на хранение наличные деньги.
Условия работы непростые. Иногда приходится быть на маршруте по пять часов. Банально в туалет сходить не получается. Сложнее всего в этой ситуации водителю инкассаторской машины, которому по правилам запрещается покидать салон во время маршрута инкассации.
В нашем банке условия еще терпимые. За один рейс мы посещаем до 60 объектов. Но есть банки, в которых инкассаторы принимают деньги у 100 организаций. У нас есть комната отдыха, столовая, можно подогреть обед. А там, насколько знаю, два санузла – и это на 150 человек. Можете представить, что там происходит, когда люди приезжают на перерыв.
Пересчитываем ли мы деньги, когда принимаем их? Только в банковских организациях. Счет ведется не по купюрам. В банковской среде есть такое понятие, как пачка – это 10 стопок. А стопка, которую в народе обычно называют пачкой, – "корешок". По ним и считаем.
Чаще всего в организациях к нашему приезду деньги посчитаны и упакованы в опломбированные сумки, к которым прилагаются сопроводительные документы.
Пистолет и бронежилет
Работа у нас, конечно, опасная, но предпринимаются меры по нашей защите. Мы ездим в бронированном автомобиле. Стекла пуленепробиваемые и достаточно толстые.
Во время маршрута на нас надеты бронежилеты, которые защищают от холодного оружия и пистолетных пуль. Весит такая защита около трех кило, но со временем привыкаешь.
У каждого инкассатора при себе есть штатное оружие – пистолет Макарова. Также на бригаду выделяется автомат Калашникова. Я настолько привык, что с собой есть пистолет, что даже в обычной жизни выработалась привычка не размахивать рукой при ходьбе.
Стрелять на работе, к счастью, не приходилось. Вообще я считаю, что применять оружие в городских условиях – очень большая ответственность. Хотя я служил в силовых структурах, где меня научили стрельбе. Знаю, что, если придется применять, от моих действий пострадает только конкретное лицо.
И все же я против использования инкассаторами оружия, потому что сегодня молодые специалисты не проходят подготовку и не знают правил обращения с ним. У нас каждый квартал проходят стрельбы – люди не попадают в мишени. Мероприятия проходят чаще всего "для галочки". А ведь для того, чтобы правильно навести пистолет, нужно хотя бы правильно его держать в руке. У нас в банке этого не объясняют.
Заплата, как у грузчика
Такое отношение к подготовке инкассаторов было не всегда. Еще несколько лет назад у нас проходили соревнования. Велись курсы в Центре спецподготовки БФСО "Динамо", где обучали приемам рукопашного боя, правилам обращения с оружием, тактике стрельбы. Там же учили, как найти выход из нестандартных ситуаций, например, если произошел банальный конфликт с прохожим. Сейчас этого нет.
В Беларуси собираются создать структуру, которая планирует стать монополистом и объединить инкассаторские службы всех банков. И каждый банк не знает, что будет дальше. Зачем содержать службу, когда нужно будет от нее отказываться.
Упал уровень заработной платы. Грузчики в магазинах зарабатывают больше, чем мы. Там, где я сейчас работаю, инкассаторам не выдают свежую рабочую форму, хотя сроки носки обмундирования заканчиваются. Престиж профессии инкассатора опустился ниже уровня городской канализации.
Старые сотрудники, которые были высокими профессионалами, уходят. Приходят молодые ребята, которых не обучают. А человек зачастую не поступает правильно не потому, что не хочет, а потому, что не знает, как это делать.
Не Рэмбо
У каждого инкассатора есть свои приемы работы. Я, например, умею спокойно проходить через большое скопление людей. Просто взглядом и положением тела даю понять, что собираюсь двигаться в этом направлении, и окружающие принимают эти невербальные знаки и обходят меня.
Как правильно вести себя, если увидел инкассатора? Не нужно мешать работе. Спокойно продолжайте движение.
Иногда приходится обучать общению самих инкассаторов. Бывает, что человек выходит из магазина и в дверях считает сдачу. Тут приезжают инкассаторы, которым необходимо работать быстро и четко. Были случаи, когда мои коллеги, нет чтобы попросить дедушку отойти в сторону, грубо его отодвигали. Тот дед побежал жаловаться, естественно.
Я всегда своим ребятам говорю: "Вы не Рэмбо – вы обыкновенные люди. Поэтому ведите себя с людьми вежливо, умейте избегать конфликтных ситуаций. Потому что, создавая конфликт, инкассатор автоматически ставит под угрозу работу всего экипажа и материальные ценности. Чем спокойнее, тем безопаснее".
Везу не деньги, а груз
Мы длительное время находимся в автомобиле, поэтому в первую очередь у нас страдает позвоночник и суставы. У некоторых наших ребят появились проблемы с сердцем.
Приходится носить тяжести. Бумажные деньги, конечно, мало весят. А сейчас монеты пошли. Вес сумки с ними порой достигает 50-60 килограммов.
Больше всего мелочи в автоматах, которые продают кофе, в емкостях, в которые собирают благотворительную помощь. Нас обычно вызывают раз в месяц – представляете, сколько там монет?
Я считаю, что деньги меняют людей не в лучшую сторону. Но это о личных деньгах. Я же вожу чужие. Это обычный груз. Для меня этот груз. И здесь невелика разница – возить деньги или дрова. Хотя ответственность все-таки разная.
Читайте также:
- Полиция Франции арестовала сбежавшего с 3,4 миллиона евро инкассатора
Лукашенко подписал указ о создании инкассаторской компании