Как напоминает колумнист Sputnik Руслан Васильев, в столицу Казахстана наша дружина, возглавляемая наставником Андреем Сидоренко, выдвинется в ближайший вторник. Столь раннее отбытие (первый матч с литовцами состоится 29 апреля) объясняется желанием адаптироваться к часовому поясу "плюс 3" от Минска и всем прочим акклиматизационным факторам Казахстана.
Почти четыре десятка кандидатов
Да и соперник для спарринга нам необходим и найден в лице хозяйской сборной. Дата выставочного матча – 25 апреля. По сути дела, это будет единственная проверка сил в процессе подготовки к чемпионату мира, ибо минские баталии с олимпийцами из России надо оставлять за скобками по причине ущербности белорусского состава, собранного в режиме "с бора по сосенке".
Однако, если раньше хоккеистов в распоряжение Сидоренко было мало, то теперь уже 36 "штыков", а еще ожидается прибытие троих. Участие в тренировке наконец-то вырвавшегося из "плена чешского плей-офф" голкипера Мильчакова может состояться уже в четверг. В ближайшие дни ждут и форвардов Шаранговича, Платта.
А вот все надежды на то, что хотя бы кто-нибудь из давно травмированных нападающих минского "Динамо" (Андрей и Сергей Костицыны, Степанов, Павлович, Буйницкий) сумеет восстановиться к турниру в Нур-Султане, оказались ложными. Не стоит забывать и о потере форварда Парфеевца, метавшегося между "зубрами" и "Юностью", Дрозде, Воробье, Денисове, Стасенко и Карнаухове – все они имеют проблемы со здоровьем.
Тот же голкипер минского "Динамо" в прошлую пятницу покинул расположение сборной из-за необходимости экстренной операции на колене. Благо, у Михаила более или менее определенное хоккейное завтра. Он один из тех немногих "зубров", что уже имеет контракт на сезон 2019/2020.
Впрочем, перебирать фамилии можно и дальше, кроме того, в них легко "заблудиться", кого-то элементарно упустив из виду. Например, сейчас позабыт-позаброшен защитник с правым хватом клюшки Граборенко, чьего приезда из-за океана мы раньше ждали с придыханием. К нынешним реалиям Романа тренерский штаб сборной относится со скепсисом, даже не рассматривая его в числе кандидатов на поездку в Нур-Султан.
Сегодня перестали вспоминать и об отказавшихся выступать за белорусскую сборную защитнике Шинкевиче и нападающем Стасе. По первому все очевидно. Никакого желания вернуться в национальную команду уроженец Минска не выказывает. Почему затихли разговоры относительно Стася – понятно хуже.
Ведь если дела в финальной серии Кубка Гагарина пойдут так и дальше, то ЦСКА выиграет трофей уже в пятницу, а нападающий омского "Авангарда" может (теоретически!) прилететь в Минск тем же субботним днем, что и Платт. Было бы желание. Но тут словно воды в рот набрали и председатель федерации Савилов, и тренер Сидоренко, и пресс-служба.
Но в любом случае сейчас игроков на тренировках предостаточно. В конце недели наверняка состоится так называемая "двухсторонка", которая, конечно, является тем "песком", что хуже овса (полноценный спарринг). Но, во-первых, лучше хоть что-то, чем совсем ничего. Во-вторых, надо ведь иметь какие-то "игровые впечатления" для селекции состава, отсева "лишних" игроков.
Ведь если при всем кажущемся обилии выбора начать задавать прямые вопросы: "Кто будет забрасывать шайбы в Нур-Султане? Кто станет нашим главным диспетчером? На кого сделают ставку как на вратарскую стену?", то с конкретными ответами возникнет напряженка. Причем если в диспетчеры еще можно двинуть белорусского американца Бэйлена (Ник прилетел в Минск после неги на мексиканских пляжах) и рассчитывать на успех, то вратарская проблематика беспокоит до такой степени, что о ней лучше и не рассуждать. Однако мы попробуем.
Всегда полагались на "привоз"
Прежде всего необходимо разобраться с тем, надо ли считать убытие из лагеря сборной Карнаухова большой потерей. Ответ будет уклончивым. Если бы Мильчаков застрял в Чехии еще на одну серию тамошнего плей-офф, то, несомненно, да. Поэтому между четвергом и понедельником тренерский штаб Сидоренко поджаривался на сковороде, стоявшей на медленном огне. Это же состояние вернется, случись, не дай Бог, какая беда с Трусом и Мильчаковым в предстоящие до чемпионата мира дни.
То есть скорее всего на 90 процентов вратарский дуэт сборной Беларуси в Нур-Султане составят именно Виталий и Дмитрий. Надеяться на приезд Кульбакова из-за океана бессмысленно, прежде всего по той причине, что нет убежденности в преимуществе Ивана над коллегами-конкурентами. Все наши лучшие на сегодняшний день голкиперы: Трус, Мильчаков, Карнаухов, Кульбаков, Брикун – примерно одного поля ягоды. Причем само поле не отличается высокой урожайностью.
И если быть до конца откровенным, то рассчитывать надо на некий эффект окрыления самим фактом тренерского доверия. Его, например, пережил тот же Мильчаков на Чемпионате мира-2013 в матче с хозяевами-шведами, едва не вытащив матч для тогдашнего наставника нашей сборной Андрея Скабелка (сейчас возглавляет дружину Казахстана – главного оппонента в Нур-Султане) и всей страны.
То есть теоретически возможно, что никаких проблем по защите последнего рубежа обороны у белорусов не возникнет. А уж если прислушаться к мнению Труса, то вообще можно спать спокойно: "Как по мне, есть в Беларуси вратари, не все потеряно". Виталия, безусловно, необходимо похвалить за поддержку всего корпоративного вратарского цеха и попросить не читать следующие абзацы, которые начнутся с утверждения о том…
…Что в белорусском хоккее своих первоклассных вратарей фактически никогда и не было, за исключением двух персоналий, о которых чуть позже. А теперь вспомним, кто является патриархом белорусской школы голкиперов? Челябинец Юрий Никонов, дай Бог ему долгих лет здоровья. А с кем при Виталии Стаине минские динамовцы вышли в высшую лигу чемпионата СССР?
История такова. Своих, белорусских вратарей, в команде не было и раньше. Но Стаин в межсезонье отказался от услуг Романенко и Шатова. Второй, допустим, отправился в Ярославль, что в ту пору был хоккейными задворками РСФСР. А в Минске ставку сделали на легендарного челябинца Владимира Семенова, игравшего под нестандартным для тех строгих времен номером 24, и приглашенного из карагандинского "Строителя" Александра Орленко. Вот такой возник звездный по нашим меркам тандем.
А напомнить, откуда к нам приехал лучший вратарь в истории суверенного белорусского хоккея Мезин? Опять Челябинск! Виталий Коваль, что ныне работает с вратарями в сборной? Уроженец Пермского края, и воспитанник тамошнего "Молота". Причем Апельсин, как прозвали голкипера за рыжий цвет волос, имел тернистый путь к признанию через несколько сезонов в гродненском "Немане".
Так, может, Лаланд – истинный белорус? Тот самый Кевин, который при травмах и неудачной игре Мезина с Ковалем потащил нашу сборную в плей-офф на домашнем Чемпионате мира-2014? Чтобы через год повторить это достижение в Чехии? Уже не имея достойного сменщика. Увы, Кевин вовсе канадец, хотя и молодец.
А единственным полноценным исключением из правила является Александр Шумидуб, более спорным – его тезка Гавриленок. Оба играли в одно время – 80-е годы, оба имели по примеру Семенова нестандартные игровые номера – "канадский" 29-й у Шумидуба и "чешский" 2-й у Гавриленка. Однако даже они – действительно лучшие хоккейные голкиперы из этнических белорусов – не особенно котировались в СССР. По крайней мере, приглашений в ведущие клубы советского чемпионата не получали. А вот тот же латыш Ирбе "экспроприировался" из рижского "Динамо" в ЦСКА едва ли не насильно.
Таким образом необходимо признать, что понятие "белорусская вратарская школа" условно ввиду отсутствия крупных достижений. И получается, что, отказавшись после Лаланда от перспективной работы по ассимиляции иностранцев, мы разрушили ту систему, что позволяла закрывать бреши, ничего не предложив взамен.
Вот на днях председатель федерации Савилов сделал оптимистичное заявление: "К домашнему Чемпионату мира-2021 как минимум пять толковых хоккеистов должны подрасти". Фамилий функционер не уточнил, но, скорее всего, вратарей среди них нет.
Читайте также:
Карнаухов пропустит ЧМ в Нур-Султане
Белорусы в хоккее копят сомнения, а в Словении "копи царя Копитара"