Пресс-центр

Психолог: радиофобию не победить, но можно попробовать

Психолог полагает, что тревожность для человека естественна, а один из ветеранов-чернобыльцев убежден: главное – говорить о радиации на понятном языке.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

МИНСК, 15 апр – Sputnik. Многие в 1986 году, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, спекулировали на теме радиофобии, убежден председатель комитета ветеранов-чернобыльцев Владимир Каменков.

Зубры и саркофаг в хорошую погоду: подробности туров в зону отчуждения

По его словам, он накануне годовщины чернобыльской трагедии часто встречается с учениками школ, рассказывает о событиях 33-летней давности и признает: школьники зачастую слушают с интересом. Кроме того, комитет выпустил книгу, в которой постарался изложить максимально объективно, что происходило в 1986 году.

Можно ли победить радиофобию и нужно ли это делать, выясняли эксперты в мультимедийном пресс-центре Sputnik.

Зачем "радиоактивное вещество" заменили "радионуклидом"

Для развенчания фобий важно правильно преподносить информацию, убежден Каменков. У него 20 лет педагогического стажа, и он охотно делится своими методиками, как сделать сложную тематику понятной, в том числе для школьников.

Психолог: радиофобию не победить, но можно попробовать

"Многое зависит от того, как изложить информацию. В зависимости от состава аудитории можно по-разному преподнести материал", – сказал Каменков и признал, что сейчас школьники очень продвинутые.

Слушать экскурсовода, не собирать грибы: как туристу вести себя в зоне ЧАЭС

Но даже для продвинутого молодого поколения в рассказе о ЧАЭС он заменяет термин "радионуклиды" более понятным – "радиоактивное вещество".

"Когда говоришь, что вещество радиоактивно, сразу ясно – оно опасно. Выступая перед школьниками, я чаще использую такой термин", – пояснил Каменков.

По его словам, когда он участвовал в ликвидации аварии, допустимая доза была 25 рентген. Ее можно было набрать довольно быстро – при работах на самой станции или "собирать" месяцами.

В рассказах об аварии на ЧАЭС также часто пользуются общим термином – пострадавшие. Но, говоря о них, порой путают тех, кто проживал на загрязненной территории, и тех, кто ликвидировал последствия аварии. Местное население было эвакуировано, а ликвидаторы работали на "грязных" территориях неделями и месяцами. Каменков старается в беседах со школьниками разграничивать эти понятия, чтобы они лучше понимали, что происходило в 1986-м.

Все мы тревожимся, радиофобию не победить?

"С точки зрения психологии, радиофобию не победить, ведь это боязнь любых излучений", – пояснил психолог Арсений Володько.

Психолог: радиофобию не победить, но можно попробовать

Он также добавил: даже если человек боится излучения от микроволновки или покупает специальный чехол для телефона, который бы минимизировал влияние гаджета на организм, он уже радиофоб.

"Если говорить о природе человеческих страхов, то любым живым существам свойственна тревожность", – уверен психолог.

"Мертвые земли" открыли – Беларусь пустила туристов в зону отчуждения

По словам Володько, мы живем в насыщенном информационном поле, и отсутствие информации провоцирует панику и возникновение "страшилок". Количество тревожных расстройств у людей растет в разы, говорит психолог. Он ориентируется в этом вопросе на европейскую статистику и констатирует: в крупных городах от таких расстройств страдает около 10–15% населения.

"Кто-то будет бояться пауков, кто-то микробов, кто-то радиации", – считает он.

Подробнее о том, как в МПЦ Sputnik прошел круглый стол "Преодоление радиофобии у жителей Беларуси", смотрите на видео на нашем YouTube-канале.