Школьники придумали тренажер, чтобы победить гиподинамию у "гаджет-детей"

Юные изобретатели готовы предложить тренажер школьникам для профилактики сколиоза и гиподинамии, а остальным – для поддержания здоровья и реабилитации после болезней.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В основную программу конкурса научно-технического творчества "ТехноИнтеллект" ребят из лаборатории нано- и биотехнологии Республиканского центра инновационного и технического творчества не взяли из-за возраста.

Двое пацанов 11 и 13 лет представляли свои тренажеры вне конкурсной программы.

"Сначала комендант здания, где находится лаборатория, дала нам поломанный винтовой стул, потом старую вешалку, потом кто-то принес старые тормозные колодки, обод от старого велосипедного колеса. С резкой и сваркой металла помогли в механической мастерской центра", – делится хитростями производственного процесса своих воспитанников заведующий лабораторией, доктор Олег Дарашкевич. 

Школьники придумали тренажер, чтобы победить гиподинамию у "гаджет-детей"

Вряд ли кто-то мог придумать для кучи этих ненужных вещей более подходящее применение.

Как космонавты

А началось все после экскурсии на кафедру биомеханики университета физической культуры (БГУФК). Увидев там множество приспособлений, помогающих совершенствовать физические возможности человеческого организма, ребята воодушевились идеей создать свои тренажеры.

Адресовать их решили в первую очередь себе и остальным школьникам, по много часов просиживающим на уроках без движения.

Лиза спасет человечество: кажется, минская школьница нашла "второй пенициллин"

Кроме вдохновения и желания, у юных изобретателей не было ничего! Тренажеры делали в прямом смысле из того, что попалось под руку.

Но за основу один из разработчиков, 13-летний Сережа Дробинин взял ни много ни мало – практику работы по восстановлению космонавтов после полетов!

"Оказывается, космонавты восстанавливали свои мышцы и суставы, приседая у обычной шведской стенки! Мы решили сделать тренажер, на котором тоже можно было бы восстанавливаться после длительного малоподвижного состояния, но чтобы этот тренажер можно было перевозить и чтобы на нем могли заниматься одновременно несколько человек", – со знанием дела рассказывает начинающий изобретатель.

Ему не понаслышке знакомы проблемы учеников. Сережа учился в общеобразовательной школе, сейчас продолжает получать образование дистанционно, самостоятельно занимаясь дома.

Школьники придумали тренажер, чтобы победить гиподинамию у "гаджет-детей"

Тем не менее количество часов, проводимых за столом в одной позе, не уменьшилось.

"Общеизвестно, что лучшими способами борьбы с гиподинамией являются плавание и занятия на лыжах. Однако для плавания нужен бассейн, а для лыж нужна трасса.

Хлеб из крапивы и одуванчиков, который надо есть вместо колбасы

А приседать у нашего тренажера можно в любом месте и в любое время года. При этом у вас будет задействовано большинство самых крупных мышц нижних и верхних конечностей, спины и поясницы", – объясняет парень.

Свой пробный тренажер он установил у себя дома и первым начал испытывать его, подбирая оптимальную нагрузку.

Всего 30 секунд для здоровья

Второй экземпляр тренажера, заключив договор с БГУФК, установили в одной из частных школ и начали эксперимент под руководством ученых кафедры физиологии университета.

Отобрали две группы, экспериментальную и контрольную, из желающих учеников и провели комплексное обследование физического здоровья каждого. Затем участники экспериментальной группы приступили к ежедневным занятиям на тренажере.

Школьники придумали тренажер, чтобы победить гиподинамию у "гаджет-детей"

Занятия проводит сам Сережа Дробинин, которого в школе шутливо прозвали "наш тьютор". Во время перемены ученики уже привычно безошибочно измеряют частоту сердечных сокращений под наблюдением "тьютора" сначала до, а потом дважды после выполнения упражнения на тренажере.

Данные Сережа скрупулезно заносит в протоколы. Затем на основании протоколов рисует цветные графики для каждого испытуемого, чтобы потом вместе с учеными проанализировать результаты тестирования.

"Конечно, для наших "гаджет-детей" очень важно заботиться о здоровье, поэтому мы сразу согласились на проведение данного эксперимента. А когда в университете физкультуры провели обследование физического состояния детей, родители были очень признательны за их рекомендации.

Мы все ждем результатов эксперимента в конце учебного года, и в случае, если он окажется удачным, мы готовы установить такие тренажеры в каждом классе", – поделилась впечатлениями представитель частной школы, эксперт в сфере современного образования Валентина Чекан.

Школьники придумали тренажер, чтобы победить гиподинамию у "гаджет-детей"

"Соединив в одном упражнении приседания и подтягивание на перекладине, молодые изобретатели обеспечили занятиям абсолютную безопасность без какого-либо риска травмирования.

Всего 30 секунд необходимо для того, чтобы сделать 20 приседаний у нашего тренажера. Но за это время в два раза увеличивается частота сердечных сокращений, а кровообращение органов улучшается почти в пять раз.

Такие упражнения показаны не только здоровым людям для профилактики заболеваний, но и больным для реабилитации. И еще: регулярно занимаясь на этом тренажере, можно избавиться от ожирения", – советует Олег Дарашкевич.

Школьники придумали тренажер, чтобы победить гиподинамию у "гаджет-детей"

Сломанный стул и суровая реальность

Из того самого сломанного стула и старых машинных тормозных колодок ребята сделали еще один тренажер для укрепления мышц поясницы.

"Я увидел, как они крутятся на этом поломанном стуле, и понял, что, если движения систематизировать, получится настоящий тренажер.

Мы прорабатывали разные варианты: и с упором сзади, и спереди, долго пытались установить ручки для хвата, в итоге вместо ручек приспособили велосипедный обод. Потом купили кусок металлической трубы, нарезали эту трубу на части и электросваркой соединили в прочный каркас... В общем, это и есть практический путь реализации идеи, и наши дети его прошли!" – довольно улыбается наставник и катализатор всех подростковых идей Олег Дарашкевич.

Школьники придумали тренажер, чтобы победить гиподинамию у "гаджет-детей"

Доктор уверен, что ребята, которые смогли, пусть и примитивным образом и при помощи самых дешевых материалов, реализовать свою идею на практике, в будущем смогут стать настоящими изобретателями и принести немало пользы стране.

Солидарен с ним и завкафедрой биомеханики БГУФК, кандидат педагогических наук, доцент Николай Сотский, оказывающий всяческую помощь талантливым ребятам.

Сам он, автор 15 патентов, разработчик тренажеров, востребованных сегодня во многих странах, смог свои идеи превратить в экспортную продукцию, создав собственное производство уникальных тренажеров.

"Я достаточно часто бываю на международных выставках изобретений и инноваций, имею ряд наград за свои разработки. На каждом подобном форуме есть очень интересный раздел детского творчества. Это отдельный шикарный конкурс.

Школьники придумали тренажер, чтобы победить гиподинамию у "гаджет-детей"

Вы бы посмотрели, какое шоу из своих идей устраивают китайские, корейские ребята и дети из других стран! Но за все годы я не видел ни одного белорусского ребенка на подобной выставке", – искренне сожалеет опытный изобретатель.

Он считает, что ребята из Республиканского центра инновационного и технического творчества создали полноценный тренажер, который, "немного доработав технически и придав соответствующий дизайн, можно предлагать всем школам".

Сами юные изобретатели полны энтузиазма и новых идей. Хочется верить, что их мечты не разобьются о суровую белорусскую реальность.