Пресс-центр

Чем отличается хомяк от крысы, а ЕС от ЕАЭС: началась Евразийская медиашкола

Действуют ли армянские водительские права в Москве и как жителям Чечни пересекать белорусско-польскую границу – через такие темы журналисты предложили привлекать внимание к проблематике евразийской интеграции.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

МИНСК, 25 мар - Sputnik. Как превратить телеканал "Мир" в "Евроньюс", а тему евразийской интеграции сделать такой же интересной, как тему евроинтеграции, обсудили в пресс-центре Sputnik.

"Чем отличается хомяк от крысы?" – задался вопросом заместитель главного редактора МИА "Россия сегодня" Андрей Благодыренко. И ответил на него: у хомяка пиар лучше.

Такие зоологические метафоры звучали сегодня в пресс-центре Sputnik не просто так, но для того, чтобы объяснить, почему тематика европейской интеграции звучит в медийном пространстве чаще и громче, чем тема интеграции евразийской.

"Мне кажется, материалов на тему ЕАЭС много, а интереса со стороны аудитории меньше", – констатировал Благодыренко, для наглядности продемонстрировав слайд с подсчитанным числом публикаций о ЕАЭС на Sputnik.

На слайде видим, что с 1 октября 2018 года на сайтах ресурса вышло больше 1,2 тысячи материалов по данной тематике. В реальности же живого интереса читателя к теме интеграции куда как меньше.

Документа от 2014 года уже мало

О проблеме евразийской интеграции пишут, когда возникают острые углы, но этого недостаточно, считает министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая.

Чем отличается хомяк от крысы, а ЕС от ЕАЭС: началась Евразийская медиашкола

Сегодня она поучаствовала в онлайн-брифинге, который прошел в пресс-центре Sputnik в рамках Евразийской молодежной медиашколы. Слушатели из стран – участниц ЕАЭС смогли узнать о том, как комиссия корректирует свою работу с учетом меняющейся экономической ситуации, и задать вопросы: о сотрудничестве ЕАЭС с ШОС, с ЕС и даже о том, как на постсоветском пространстве делят "Коровку", "Аленку" и "Мишек на поляне".

Сейчас комиссия наметила для себя решение нескольких вопросов. Первый – формирование полноценного экономического союза, превращение ЕАЭС в территорию инноваций. Нам нужны символы интеграции, отметила Валовая.

Еще одна задача – приближение союза к гражданам. Это можно сделать через развитие в рамках ЕАЭС образовательных, спортивных, туристических программ, через работу в сфере здравоохранения, считает она. Это ключевые сферы экономики, которые имеют не только экономическое значение, убеждена Валовая.

Чем отличается хомяк от крысы, а ЕС от ЕАЭС: началась Евразийская медиашкола

Большой пласт работы посвящен сектору цифровой экономике. В договоре от 2014 года об этом ничего не говорилось, но того документа уже недостаточно.

"Создается новая экономическая парадигма, и нам нужно быстро корректировать собственные планы. Мы не можем не отвечать на вызовы, которые существуют в мировой экономике – научно-технологические вызовы, социально-экономические. Мы не можем просто идти по тому плану, который наметили в 2014 году. Мы можем его выполнить, прийти к 2025 году и увидеть, что мир абсолютно изменился, а мы к этому не готовы", – отметила Валовая.

Чем интересовались слушатели?

Маргарита Афанасьева отметила, что в повестке не ставится вопрос о едином валютном и политическом союзе, и поинтересовалась, связано ли это с неэффективностью таких мер интеграции или с желанием определенных политических элит.

Причины разные, ответила Валовая. Политический союз не является обязательной надстройкой экономического союза. Более того, политическая составляющая даже может создавать проблемы. Она приводит в пример ЕС – не успели создать политический союз, как разругались по вопросу Ирака.

В валютном союзе Валовая также не видит экономической необходимости. При формировании ЕС такая потребность была, и одна из причин в том, что уже существовала единая валюта – немецкая марка.

Чем отличается хомяк от крысы, а ЕС от ЕАЭС: началась Евразийская медиашкола

"И другие страны подталкивали Германию к тому, чтобы наднационализировать немецкую марку", – отметила она.

Мария Гладышева уточняет, в каких отношениях находятся ЕАЭС и ШОС. Является ли Шанхайская организация сотрудничества конкурентом, несет ли в себе риски для развития ЕАЭС или, напротив, дает дополнительные возможности для сотрудничества?

ШОС не имеет наднациональной структуры, отметила Валовая. Эта организация не несет в себе рисков для евразийской интеграции.

Денис Ивановский задался вопросом, какие перспективы сотрудничества между ЕС и ЕАЭС.

"Полторы недели назад в Брюсселе провели первое мероприятие по сотрудничеству с ЕС. Был представлен бизнес, отдельные государства Евросоюза, но не Еврокомиссия. Они были слушателями, но не участниками дискуссии", – отметила Валовая.

В ЕК считают, что для такого диалога нужен политический контекст. Сама же Валовая убеждена, что начинать нужно как раз с экономического сотрудничества, которое может способствовать и налаживанию политического диалога.

Глеб Куприенко напомнил о нерешенной проблеме идентичных товарные знаков, которые возникли с распадом Советского Союза. История старая, признала Валовая, и особенно много проблем у кондитеров.

"Большое количество узнаваемых брендов были общими. Сложная тема, но мои коллеги этим занимаются", – заверила она.

Что делать?

После озвученного не лишним будет и задаться вопросом "Что делать?". В пресс-центре Sputnik к ответу на этот вопрос подключили не только слушателей медиашколы, но и руководителей региональных хабов Sputnik, и советника отдела пресс-службы ЕЭК Анастасию Герасимову.

Петришенко: в ЕАЭС препятствия появляются быстрее, чем мы их устраняем

Нехватка экспертов по теме евразийской интеграции, недостаточно разнообразная информационная повестка и простое читательское "скучно" – такие проблемы наметили руководители хабов Sputnik и молодые журналисты.

Не о каждой цифре можно интересно рассказать читателю, сходятся во мнении журналисты.

"Мы иногда забываем, что Sputnik не является пиар-агентством ЕЭК. Наша задача – рассказывать о том, что происходит, а не создавать инфоповоды. Нужно ждать помощи от пресс-службы ЕАЭС. Из огромного количества тем, которые приходят оттуда, нужно вычленять больше тем, которые можно очеловечить", – убежден руководитель информационного агентства и радио Sputnik Беларусь Андрей Качура.

Еще сложнее – рассказать о позитивной повестке

"Среди активных читателей в Кыргызстане популярен "Фейсбук". Там есть страница "Кыргызстан против таможенного союза". Группа имеет больше 9 тысяч активных подписчиков. А группа "Таможенный союз — за и против" насчитывает всего 145 участников", — рассказала руководитель Sputnik Кыргызстан Елена Череменина.

Чем отличается хомяк от крысы, а ЕС от ЕАЭС: началась Евразийская медиашкола

Причем, даже когда интерес со стороны читателя очевидный, не всегда удается найти контакт с пресс-службой, отметил Качура.

Белорусов в определенный момент интересовала тематика техрегламентов по производству молока. Однако найти контакт с комиссией, которая его определяет, оказалось очень сложно. Быть может, стоит обязать чиновников под угрозой лишения премии общаться с прессой, как это однажды сделали в футболе, шутит Качура.

"Сугубо экономическая жизнь интересна деловому сообществу. Наша же задача – превратить написанные сложным языком отчеты в удобоваримую информацию", – считает руководитель Sputnik Армения Дмитрий Писаренко.

Есть проблема с тем, что тематику экономической интеграции бывает сложно разжевать и перевести на понятный язык, признает советник отдела пресс-службы ЕЭК.

Чем отличается хомяк от крысы, а ЕС от ЕАЭС: началась Евразийская медиашкола

"Мы – связующее звено и стараемся оптимизировать информацию, но без вашего видения и знания аудитории не справимся", – рассказала Герасимова и предложила журналистам сразу несколько тем: техрегламенты, связанные с безопасностью воды, аттракционов, пенсионное обеспечение. Все это может быть интересно не только бизнесу, но и простым жителям стран ЕАЭС.

Качура согласился: тематика интересна, но пока что журналистам не удается ее охватить.