В Белорусском государственном молодежном театре идет много пьес современных российских авторов. Здесь работает актером и режиссером самый популярный сегодня и в Беларуси, и в России драматург Дмитрий Богославский. Благодаря ему происходит постоянный обмен текстами и спектаклями. Скромный человек, он практически не предлагает собственные пьесы родному театру. Его "Любовь людей" шла в Москве, в театре им. Маяковского. "Тихий шорох уходящих шагов" покорил Россию и Украину. Богославский — свой человек на всех читках новой драматургии.
Продвигать в театрах Беларуси новую драму очень трудно. Пару лет назад Богославский стал уверенно осваивать режиссерскую профессию. Его спектакль "Саша, вынеси мусор" побывал на фестивале в Санкт-Петербурге. Потом появился "Дримиворкс" по тексту Ивана Вырыпаева. Теперь "Человек из Подольска" Дмитрия Данилова.
На осеннем фестивале "Теарт" бригада критиков и продюсеров из разных стран назвала его одной из самых больших удач этого театрального праздника. Сейчас, на май, последовало приглашение для показа в Берлине.
"Человек из Подольска", первая пьеса прозаика и журналиста Дмитрия Данилова, сумела удивить театральный мир своей абсурдистской направленностью. Она предлагает стиль мышления, нам не очень понятный. Форма абсурда здесь особая, не такая, как в привычной уже западной драматургии.
Богославский как драматург и режиссер приспособил пьесу к белорусским реалиям. То, что актуально для России, может вызвать неприятие в Беларуси. Режиссер убрал негатив, превратил абсурд в трагифарс и предложил жанр — "оперативная разработка". Конечно, такого жанра нет, но почему бы не поинтриговать публику.
Содержание действа затейливое. Полицейские без всяких причин задерживают тридцатилетнего стильного парня, историка по образованию, редактора небольшой местной газетки, музыканта-любителя по имени Николай. Он и есть Человек из Подольска (артист Игорь Вепшсковский). Ему устраивают допрос по всем правилам полицейского участка, включая угрозы. Он долго (и зрители вместе с ним) не может понять, за что. Претензии к Николаю не уголовные или политические, а, если так можно выразиться, культурологические. Неправильно думает. Неправильно живет. Жить, уверены в полицейском участке, надо по правилам. Да, оказывается, что-то вроде воспитательного момента.
Полицейские совсем не вредные и не жестокие. Они даже неплохо образованны, любят хорошую музыку, умеют петь, танцевать и обучают этому задержанного. Заодно читают ему что-то вроде лекции о любви к Родине. Все это можно назвать воспитательной работой с населением. Только внутри этих действий не искренность, а фальшь.
Зрители начинают сопереживать простому парню, попавшему в непонятные и необъяснимые обстоятельства. Начинают задумываться о том, для чего нужна эта "оперативная разработка". Полицейских двое: злой (артист Кирилл Новицкий) и добрый (артист Денис Моисейчик). Они пугают возможными пытками, показывая на видеоэкране, как могли бы бить задержанного. Все это похоже на страшный сон.
Появляется третий полицейский — дама. Добрая сексуальная красавица (артистка Марина Блинова). Она умело прикидывается "огорченной поведением" взрослого юноши. Вроде бы сочувствует ему, желая вывести на путь истинный.
В полицейском участке находится еще один странный задержанный — Человек из Мытищ (артист Андрей Гладкий). Это весьма покладистый молодой человек, который, видимо, уже прошел "оперативную разработку", подобную той, что у Человека из Подольска. Они полные противоположности. Один еще сопротивляется. Другой — сдался. Мытищинский по-домашнему устраивается на ночлег и уже готов обучать Подольского, как правильно себя вести.
Спектакль летит стремительно благодаря талантливой режиссуре и исполнительству. Часто произносится слово "реальность". Имеется в виду наша сегодняшняя жизнь. В этой реальной жизни не хочет жить Николай — Человек из Подольска, а его заставляют мечтать не об Амстердаме, а о своем сером провинциальном подмосковном городке, где ничто никого уже не способно удивить.
В этом произведении заложена важная мысль о невозможности манипулировать сознанием человека, силой влезать в его частную жизнь и способ мышления, навязывая свои стандарты из инструкций и протоколов.
С другой стороны в финале судьи и подсудимые оказываются вместе, поют и пляшут, кажется, что достигли взаимопонимания. Так ли это?
Почему пьеса "Человек из Подольска" так зацепила театральную общественность России, а в Беларуси заставила восхищаться западных критиков? В российских спорах о пьесе были мнения, что любая власть, большая или маленькая, парламент или полицейский участок, немного напоминает мир олимпийских богов. У них там, на Олимпе, все упорядочено и известно наперед. Можно называть это диктаторством или иллюзиями. Ясно одно — если не меняться, можно никогда не увидеть подлинную Реальность. Под конвоем и с помощью принуждения добра не добьешься.
Может быть, слабому, бесхарактерному, ничего не умеющему, неприспособленному к Реальности человеку надо делать укол правды? Стоит его заставлять менять некоторые убеждения, даже если это делается с применением силы? Театр не дает ответов на такие вопросы. Он только призывает думать. Интересно, как воспримет спектакль немецкий зритель?