Американская драма "Стражи Тадж-Махала" в Минске: восток – дело тонкое

Колумнист Sputnik Алеся Шершнева после премьеры размышляет о том, как американо-индийско-белорусский коктейль воспримут отечественные зрители.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Чтобы получить поверхностное впечатление о новом проекте "Арт Корпорейшн" – спектакле "Стражи Тадж-Махала", достаточно знать несколько фактов.

Латушко возглавил Купаловский театр

Во-первых, это дебютная постановка этой американской драмы в русскоязычном пространстве. Перевели ее в рамках программы культурного и творческого обмена между русскими и американскими драматургами. К слову, в 2016 году она получила звание "Лучшей новой американской пьесы" премии Obie Award. Высокую награду присуждают самым классным небродвейским постановкам.

Во-вторых, автор пьесы Раджив Джозеф – не просто американский драматург и сценарист, но и финалист Пулитцеровской премии 2010 года.

Ну, и в-третьих, свое видение его истории на отечественной сцене представил главный режиссер Брестского театра кукол Александр Янушкевич. В прошлом году он – лауреат Национальной театральной премии и российской "Золотой маски" – покорил белорусских театралов "Новай зямлёй" в рамках ТЕАРТа.

Тем, кого перечисленное выше не впечатлило, читать дальше не стоит, впрочем, как и идти на премьеру.

Ночь сорока тысяч рук

В детстве у меня была книга сказок народов мира. Такая, наверное, до сих пор найдется на полке у многих. Больше всего загадочными пейзажами, непроизносимыми именами и удивительными сюжетами необъяснимо манили именно восточные полусказки-полупритчи. В них всегда была зашифрована тонкая мудрость, незаметная невооруженному глазу. Не простое русское "утро вечера мудренее" или "перемелется – мука будет", а что-то гораздо более сложное, не поддающееся прямолинейному восприятию.

Американская драма "Стражи Тадж-Махала" в Минске: восток – дело тонкое

Если такое вступление наводит на мысль, что "Стражи Тадж-Махала" – сказка про джина или прекрасную царицу, не обольщайтесь. Все гораздо драматичнее и прозаичнее.

Два простых парня Хумаюн и Бабур охраняют строительство знаменитого индийского дворца Тадж-Махал, создатели которого были убеждены, что сотворили самое прекрасное, что когда-либо увидит человечество. Охрана – обычные люди. Они болтают, спорят и размышляют о будущем. Все меняется, когда наступает "ночь сорока тысяч рук": стражники получают задание отрубить руки строителям, чтобы те никогда не смогли воспроизвести подобное архитектурное сооружение.

Закулисье старейшего в Беларуси театра показывают туристам в Гродно

Именно с этого момента абсолютно статичная и даже скучноватая история наполняется хаотичным движением, борьбой с внутренними и внешними силами, хотя место действия не меняется ни разу за весь спектакль.

Какие жертвы человечество готово заплатить за капризы власть имущих? Может ли человек противостоять системе или любого из нас она неизбежно сломает? Что такое красота и кто определяет ее критерии? Все ли средства хороши на пути к лучшей жизни? На эти и другие вопросы зрителям придется искать ответы вместе с актерами Иваном Кушнеруком и Александром Ратько. И поиски эти не обязательно закончатся спасительной истиной.

Вместо тысячи слов

"В спектакле используется ненормативная лексика" – это интригующее предупреждение в современном театре принято воспринимать как заявку на оригинальность. Если актеры на сцене матерятся, то это как бы намекает, что вся команда вместе с режиссером свободолюбива и ничего не боится. Это привело к тому, что не материться как будто уже не модно.

Американская драма "Стражи Тадж-Махала" в Минске: восток – дело тонкое

Скажем прямо, бывают случаи, когда вполне можно обойтись и без обсценной лексики. "Стражи" как раз тот самый случай. Хорошо, когда мат – как вишенка на торте или изюминка в кексе. Можно привести еще миллион гастрономических метафор, но лучше от этого не станет. Мат не вписывается в спектакль и выглядит притянутым за уши, хотя иногда виртуозное ругательство и правда способно заменить тысячу слов.

Много секса, еще больше смысла: минчанам показали историю девочки Доры

Декорации на сцене минималистичны, но подобраны идеально. Каменные изваяния стражей выглядят действительно устрашающе. Когда они вплотную приближаются к зрителям в первых рядах, кажется, что достаточно одного взмаха мечом, чтобы головы любопытных покатились в разные стороны. В качестве спойлера стоит добавить, что в этом спектакле, как и во многих других постановках "Арт Корпорейшн", у режиссера получится изрядно испачкать актеров. И это, как всегда, впечатляет.

Отдельное зрительское "спасибо" обязательно будет звучать в адрес композитора, автора декораций и художника по свету. Музыка и свет работают в тандеме, в результате удается добиться синергетического эффекта. В некоторых моментах есть опасность впасть в транс и сойти с ума от разбегающихся по телу мурашек.

"Что за ерунда?"

Театральная притча "Стражи Тадж-Махала" – а именно так хочется назвать постановку – это не история про непрерывное зрительское напряжение. Эмоциональных пощечин не будет, хотя эмоций главным и единственным героям не занимать.

Спектакль аккуратно, как будто за руку, подводит к сложным выводам и заставляет покопаться в себе: поразмышлять о собственном отношении к вечным темам и прощупать эмоции.

Вероятно, именно поэтому так и разнятся впечатления зрителей. От резко негативного "что за ерунда?" до восторженного "это вот прям мое".

В любом случае этот спектакль – однозначное "да" для почитателей восточной философии. От нее в постановке только имена собственные и тонкая, едва уловимая мудрость. А разве недостаточно?