МИНСК, 7 фев - Sputnik. Официальный Минск глубоко разочарован решением женевского Совещания сторон Конвенции Эспо о том, что Беларусь якобы не предоставила общественности достаточной информации в поддержку обоснования выбора Островца для строительства БелАЭС, сообщили в четверг в МИД Беларуси.
Промежуточное совещание сторон Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо) прошла 5-7 февраля в Женеве.
Что значит "мало"?
"Мы глубоко разочарованы решением женевского Совещания сторон Конвенции Эспо о том, что белорусская сторона якобы не предоставила общественности "достаточной" информации в поддержку обоснования выбора Островецкой площадки для строительства БелАЭС", – сообщили в МИД республики.
Как отметили во внешнеполитическом ведомстве, профильный Комитет даже не потрудился разъяснить, насколько недостаточной была белорусская информация.
"Наверное, потому, что критерия достаточности нет как в самой Конвенции, так и в документах, определяющих правила работы Комитета по ее применению. При этом в нарушение процедур работы Комитета Беларусь была лишена возможности официально прокомментировать необоснованные претензии к ней", – добавили в МИД.
Антибелорусское решение Совещания было принято по инициативе делегации Европейского союза в угоду Литве, и это МИД Беларуси пообещал принять к сведению. "Очевидно, что результат голосования был заранее предопределен "блоковой дисциплиной" стран ЕС, которые составляют большинство членов Конвенции", – добавили в ведомстве.
Навязчивые идеи литовцев
Как подчеркивают в МИД, идя на поводу официального Вильнюса, Евросоюз "не заметил" того, что почти восемь лет белорусское правительство активно сотрудничало с Комитетом по имплементации положений Конвенции Эспо в рамках рассмотрения литовской жалобы.
"Действуя в духе доброй воли, мы неоднократно инициировали диалог по этой теме с Литвой, которая под любыми предлогами избегала конструктивного взаимодействия. Наоборот, вопрос противостояния проекту Белорусской АЭС приобрел в литовской политической среде характер навязчивой идеи. Уничтожив собственную ядерную энергетику и отказавшись от белорусских предложений строить АЭС совместно, литовским политикам, очевидно, не остается ничего другого, как пытаться переложить бремя ответственности перед избирателями с больной головы на здоровую", – добавили в МИД.
Не вопрос безопасности
Как уверены в официальном Минске, решение Совещания сторон Конвенции Эспо никоим образом не касается вопросов безопасности БелАЭС.
"Эта тема находится вне мандата данной Конвенции. Увязывая эти вопросы, литовская сторона намеренно вводит всех в заблуждение", – добавили в ведомстве.
Пример манипулирования Конвенцией Эспо, отметили в МИД Беларуси, является очевидным и тревожным свидетельством деградации системы международного права. Минск призвал международное сообщество последовательно противодействовать такой практике.
"В завершение подчеркиваем, что развитие мирной ядерной программы является суверенным правом независимых государств. Мы сделаем выводы из действий сторон Конвенции Эспо и учтем их при формировании наших отношений в будущем", – заключили в МИД.
Претензии Литвы к БелАЭС начались практически сразу после того, как Минск принял решение о ее строительстве. Дошло до того, что Вильнюс инициировал запрет покупки электроэнергии со станции странами Евросоюза. В свою очередь Беларусь отмечает, что станция соответствует всем требованиям безопасности.
БелАЭС строится в 50 километрах от литовской столицы, для ее возведения выбран типовой российский проект, соответствующий так называемым "постфукусимским" нормам безопасности.