Музыка вечера: как изменилось фигурное катание для зрителя

Болельщик с 40-летним стажем Олег Дмитриев внимательно следил за деталями трансляций Чемпионата Европы по фигурному катанию в Минске, которые, по его мнению, изменяют восприятие этого вида спорта в лучшую сторону.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Честно признаюсь: за фигурным катанием я начал следить "поневоле". В 70-е и 80-е, когда телевизор был один, а программы – всего две,  родители и бабушка постоянно смотрели фигурное катание, а папа к тому же любил записывать на магнитофон композиции спортивных трансляций. Музыка-то была очень хорошей – не все модные композиции тогда доходили до СССР. Но слушать ее со скрежетом коньков через неделю было не всегда приятно. А мама с бабушкой восхищались движениями фигуристов. В те годы, как правило, побеждали самые пластичные.

Музыка вечера: как изменилось фигурное катание для зрителя

Как изменилось "болельщицкое телесмотрение" сейчас? Можно сразу сказать: телевидение сделало вид спорта другим. Отчасти благодаря популяризации фигурного катания, которая охватила страны бывшего СССР. Реалити-шоу, в которых выступали фигуристы и актеры, сделали фигурное катание более понятным для рядового зрителя: ныне практически каждая домохозяйка может отличить аксель от риттбергера.

Помогли и технические новшества: в левом верхнем углу экрана постоянно видно количество баллов, которое набрали спортсмены, и сколько им необходимо для того, чтобы выйти в лидеры. И теперь сидит болельщик – и не знает, куда смотреть: на эти циферки либо на само выступление спортсменов. Еще одно "расширение" фигурного катания – титры, в которых указана основная информация не только о спортсменах и их тренерах, но и о музыке, под которую они собираются выступать.

Музыка вечера: как изменилось фигурное катание для зрителя

Какие звуки помогают спортсменам в Минске? Я провел мини-исследование музыкальных композиций  на основе  короткой программы у женщин и произвольных композиций у спортивных пар. И вот, что я обнаружил.

Безусловное лидерство  (40 процентов) теперь принадлежит "модным" сериалам наподобие "Игры престолов". Оно и понятно. Сериалы смотрят постоянно, и необязательно по телевизору. Поэтому и сериальная музыка для зрителей выглядит какой-то знакомой и понятной.

На втором месте (20 процентов) – Голливуд. "Великий Гэтсби", "2046" и другие фильмы, которые покорили мир, оказались привлекательными для фигуристов. Мне кажется, что в музыке кинофильмов есть переходы, которые как бы подсказывают спортсменам: пора прыгать, пора делать тодес.  Во время минских трансляций чувствуется: спортсменам эта музыка нравится.

Музыка вечера: как изменилось фигурное катание для зрителя

Замыкает мою "музыкальную призовую тройку" жанр, который я бы назвал "кроссовер". Это известные шлягеры и мелодии из мюзиклов в классической аранжировке. Таких мелодий набралось, по моим подсчетам, 15 процентов. Особенно запомнилось выступление олимпийской чемпионки Алины Загитовой под музыку из "Призрака оперы". Оно включило в себя не только "флагманские" мелодии всемирно известного мюзикла, но и композиции, которые не так широко известны слушателям. Привлекла и лирическая версия хита The Wicked Game Криса Айзека, под которую стали чемпионами континента французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре.

Музыка вечера: как изменилось фигурное катание для зрителя

Музыка, титры, прыжки, поддержки, статистика: вот как, на мой взгляд, достигается разнообразие в современном фигурном катании. Иногда один зритель следит за отдельным спортсменом и его "прокатом", другой очарован соревновательным аспектом, а третий мог просто  подойти к экрану для того, чтобы послушать хорошую музыку. Благодаря такому разнообразию "фигурки" в нынешнем "мультимедийном" виде обречены на долговременную популярность.