А вы поделились фотографией 10-летней давности? Чем это может обернуться

Facebook заподозрили в том, что флешмоб – попытка собрать больше данных о пользователях, но в соцсети все отрицают.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

МИНСК, 24 янв – Sputnik. Некоторые пользователи Facebook принципиально отказались от участия в 10 years challenge.

Суть идеи заключалась в том, чтобы делиться актуальными фотографиями и снимками десятилетней давности. Флешмоб должен был продемонстрировать, как со временем меняются люди.

AIMatter: нужно думать, как не превратить нас в "матрицу"

Журналист Wired Кейт О'Нил вместо того, чтобы присоединиться, опубликовала полусаркастическую запись в соцсетях. В ней она вместо того, чтобы выкладывать фотографии, описала свои изменения на словах. Десять лет назад Кейт решилась бы на участие в таком флешмобе. А сейчас понимает, как можно использовать эти снимки для совершенствования технологий распознавания лиц с учетом старения.

Представьте себя кем-то, кто планирует обучить алгоритм распознавать лицо, учитывая возрастные изменения. Было бы удобно иметь подбор фотографий, размещенных рядом, на которых изображены одни и те же лица с разницей в десять лет.

Оппоненты журналистки апеллировали к тому, что многие фото и без того загружены в Facebook. Но тогда алгоритму пришлось бы проделать больший объем работы, участие у таком флешмобе многое упрощает, пишет О'Нил.

"Другими словами, благодаря этому мему теперь есть очень большой набор тщательно отобранных фотографий людей примерно 10 лет назад и сейчас", – пишет журналистка.

Представитель Facebook утверждает, что компания от флешмоба не получает ничего. А пользователи могут посмотреть на сомнительные тенденции моды 2009 года.

"Это созданный пользователями мем, который сам по себе стал вирусным", – убеждают там.

Сценарии настоящего                                   

Журналистка не отрицает, что развитие технологии распознавания лиц в таком разрезе, с учетом возрастных изменений, могло бы быть полезным. Например, в 2018 году полиция Нью-Дели сообщила, что всего за четыре дня с помощью технологии распознавания лиц отследила почти 3000 пропавших детей. Если бы детей не удалось найти быстро и после их исчезновения прошло время, было бы неплохо, умей алгоритм поиска учитывать возрастные изменения.

Но О'Нил приводит и менее благостные примеры возможных сценариев. Чаще всего технология распознавания лиц используется в рекламе и для определения возраста. Теперь представьте, что ее взяли на вооружения страховщики, которые заметили, что вы стареете быстрее своих ровесников. С вас могут больше взять за страховку, так как вы в зоне риска – и это один из сценариев, который сейчас кажется фантастическим. Как и сама технология казалась невозможной некоторое время назад.

До и после: фитнес-тренеры показывают свои фото 10 лет назад и сейчас

Когда в 2016 году компания Amazon начала продавать подобную технологию полицейским США, чтобы она помогала ловить преступников, к ним обратились с просьбой прекратить такое сотрудничество. Ведь полиция может использовать данные не только на благо и для отслеживания правонарушителей. Один из сценариев – полиция может использовать эти данные против участников манифестаций и политических оппонентов власти.

Журналистка резюмирует: независимо от того, какие задачи ставит организатор конкретного флешмоба, нам всем стоит лучше научиться работать со своими данными. Мы должны отдавать себе отчет в том, какие последствия могут быть у нашего желания поделиться информацией о себе.

Подозрения возникли в том числе из-за недавнего скандала с участием Facebook и Cambridge Analitica. Социальную сеть обвинили в том, что сторонняя организация получила доступ к данным 50 миллионов пользователей США, которые стали доступны при прохождении ими в том числе незатейливых тестов. Компания просчитывает, как данные пользователей могут быть использованы для влияния на их мнение. Facebook признал утечку и извинился за нее.

В 2017 году Google купил белорусскую компанию AIMatter, которая также занималась разработкой технологии распознавания лиц. Для пользователей разработчики представили приложение, которое позволяет менять цвет волос, бизнес же заинтересовали технические наработки белорусов.