ГРОДНО, 23 янв – Sputnik, Инна Гришук. Экс-главврача областной больницы в Гродно Святослава Савицкого приговорили к четырем годам колонии усиленного режима и взяли под стражу в зале суда, передает корреспондент Sputnik.
Медика признали виновным в том, что он незаконно начислял премии руководящим сотрудникам, а наказывать за то, что пять лет назад скрыл взрыв, приведший к гибели двоих рабочих, не стали.
Взрыв с двумя смертями
Суд над бывшим главврачом Гродненской областной больницы 57-летним Савицким начался в октябре прошлого года. Он обвинялся в сокрытии взрыва, а также в незаконном начислении премий руководящим сотрудникам больницы.
История, которая стала поводом для возбуждения уголовных дел в отношении Савицкого, произошла более пяти лет назад. 15 июля 2013 года в помещении хирургического блока во время ремонтных работ прогремел взрыв, травмы получили двое рабочих, которые позже скончались. В этом случае руководителю грозило не только увольнение, но и суровое наказание.
Как известно из материалов дела, обвиняемому уже через 20 минут доложили о произошедшем, но он дал поручения скрыть его следы. Из операционного блока унесли тепловую пушку, баллон с газом, медицинскому персоналу поручили вымыть стены и полы, убрали два мешка мусора. Родственникам пострадавших при взрыве рабочих пообещали оказать нужное лечение и попросили молчать о ЧП.
Правоохранительные органы не знали о взрыве в течение трех дней – до 18 июля, а когда в милицию сообщили о нем, то предоставили недостоверные факты. К тому времени часть улик, которые помогли бы следствию восстановить полную картину ЧП, была уничтожена. Тогда виновным признали одного из сотрудников больницы. Его лишили премии и привлекли к административной ответственности, назначив штраф в размере пяти базовых величин. Спустя несколько месяцев все вскрылось, обвинение с мужчины сняли.
Кто ответил за взрыв?
Свою вину в истории со взрывом экс-главврач признал полностью. Савицкий компенсировал нанесенный больнице ущерб. Правда, наказать его за данное нарушение уже нельзя, так как в декабре 2018 года истек срок давности, в течение которого наступает ответственность по данной статье.
"Почему пишут, что за взрыв в больнице никто не ответил? Я ответил за это", – возмущался после суда один из присутствующих мужчин, который пришел на заседание, чтобы поддержать обвиняемого.
Он не стал называть свою фамилию, чтобы не "светить" ее в интернете, не захотел рассказывать и подробности случившегося. По его словам, на момент ЧП он работал главным энергетиком в больнице. При этом уточнил, что рабочих в хирургический блок он в тот день не отправлял, а о том, что один из них пьян, не знал. Его приговорили к 4,5 года лишения свободы. Пробыв в тюрьме около двух лет, в 2015 году он освободился по амнистии.
Начислял "неправильные" премии
Больше всего споров в суде было насчет финансовых нарушений, которые вскрылись во время проверок после ЧП. Выяснилось, что с ноября 2012 по декабрь 2013 года Савицкий начислял премии с нарушениями – без соблюдения приказа №391 Управления здравоохранения облисполкома, который требовал согласовывать их с профсоюзным комитетом.
По словам прокурора, игнорируя данный приказ, обвиняемый нанес больнице ущерб на сумму более 42 000 деноминированных рублей, а также своими действиями подрывал авторитет и репутацию областной клинической больницы и системы здравоохранения в целом, нарушал требования законности и социальной справедливости при начислении премий работникам.
Савицкий обвинялся в умышленном совершении действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекших причинение существенного вреда государственным и общественным интересам и тяжкие последствия (ч. 3 ст. 426 УК).
Обвиняемый: как выполнять незаконный приказ?
Савицкий данные обвинения в суде категорически отрицал. По его словам, он действительно не выполнял требования приказа и никогда не скрывал это.
"Я всегда открыто говорил, что не соблюдаю 391-й приказ, потому что он незаконный. Более того, в апреле 2018 года этот приказ отменили. Поэтому меня нельзя привлекать к уголовной ответственности по нормативным актам, которые недействительны", – сообщил Савицкий.
По его словам, данный локальный приказ облздрава невозможно было соблюдать, так как он своими требованиями уменьшал размеры премий, а значит, ухудшал условия оплаты труда работников. Если бы по ним начисляли премии, то они никогда не смогли бы пройти согласование профсоюза.
При начислении премий Савицкий пользовался более весомым нормативным актом республиканского значения, который был издан Министерством здравоохранения и разрешал ему как руководителю самостоятельно определять размер премиальных.
"Тот факт, что они начислялись одним и тем же людям, свидетельствует лишь о том, что в областной больнице сохранялся неизменным штат сотрудников. Премии начислялись не только администрации, но и всей больнице", – сказал медик.
Не понимал экс-главврач и того, почему ему вменяется нанесение ущерба больнице.
"Я ни на копейку не превысил премиальный бюджет, который был выделен на выплаты премий работникам. О каком ущербе идет речь?" – сказал во время последнего слова в суде Савицкий.
Четыре года колонии? Умрем тогда в тюрьме
Государственный обвинитель во время прений отметила, что Савицкого следует признать виновным в незаконных выплатах премий (ч. 3 ст. 426 УК). Прокурор запросила приговорить обвиняемого к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, взять под арест в зале суда и лишить на пять лет права занимать руководящие должности.
Обвиняемый до последнего надеялся, что его оправдают, говорил, что рассчитывает на объективность и непредвзятость суда при рассмотрении дела.
"Четыре года колонии, который запросила прокурор, меня не пугают. С тем букетом болячек, который у меня есть, риск умереть в ближайшие пять лет составляет 50 процентов. Умрем тогда в тюрьме, раз больше нечего придумать", – сказал во время последнего слова Савицкий.
На основании ч. 3 ст. 426 УК суд приговорил Савицкого к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима, без конфискации имущества, с лишением права занимать определенные должности в течение пяти лет. Его взяли под стражу в зале суда. Приговор не вступил в законную силу и может быть обжалован.
Расследование уголовного дела в отношении экс-главврача длилось более пяти лет. В это время он находился под подпиской о невыезде, с февраля 2014 года работал доцентом кафедры внутренних болезней Гродненского медицинского университета.