Минчанин Андрей заметил подмену игровых кодов в одной из самых популярных рекламных игр в стране, а Виктория выиграла абонемент в престижный фитнес-зал, с трудом смогла его получить и ни разу не воспользовалась.
Зачем белорусы принимают участие в розыгрышах, акциях и рекламных играх, почему порой страдают от этого и кто виноват, попытался разобраться Sputnik.
Участник: заменили игровые коды во время розыгрыша квартиры
Андрей Демидов утверждает: летом минувшего года он обратил внимание на факт замены игровых кодов другими в рамках лотерейной игры "Удача в придачу".
"Я не в первый раз заметил, что игровые коды меняются, потому и сделал скриншоты. Мне посоветовали отправить претензию в контролирующие органы", – рассказал он Sputnik.
Сперва белорус обратился с вопросом к представителю компании в соцсетях, приложив скриншоты, которые, по его словам, подтверждают обман: в "Личном кабинете" игрока на официальном сайте до начала розыгрыша и после него фигурировали разные цифры.
По словам представителя компании "Евроопт", коды попросту некорректно отобразились в "Личном кабинете". Вся база кодов, отметил он, тщательно проверяется перед проведением каждого розыгрыша, а выигрышные числовые комбинации определяют независимые люди.
"Ваши игровые коды, которые были корректно отображены в личном кабинете 7 августа 2018 года, не оказались выигрышными. Вместе с тем, как вы уже заметили, игровые коды, которые были ранее отображены в вашем личном кабинете некорректно, также, к сожалению, не оказались выигрышными", – сказано в ответе Андрею в соцсетях.
Мужчина обратился в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, по факту проблемы была инициирована проверка, которая действительно выявила нарушение.
"Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении организатором рекламной игры ООО "Хэппи Нейшен" (согласно данным на сайте МАРТ, организатор рекламной игры "Удача в придачу! Тур 45" – Sputnik) требований Правил и Указа Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 "О проведении рекламных игр в Республике Беларусь". В отношении ООО "Хэппи Нейшен" МАРТ начат административный процесс в целях привлечения субъекта к административной ответственности", – сказано в ответе ведомства.
Какими были последствия для компании, Андрею неизвестно. Он и сейчас продолжает участвовать в игре, однако существенно реже.
"Еще вопрос: если большинство участников из Минска, почему основные призы выигрывает периферия?.. В среднем раньше я тратил у них минимум 200-300 рублей в месяц, сейчас – 30-50 и лишь потому, что у них есть доставка до дома", – рассказал он.
Розыгрыши "за репост": карта в элитный клуб и дрон
Минувшей зимой столичный спортивно-развлекательный комплекс Falcon Club проводил розыгрыш годового абонемента: как рассказала Sputnik минчанка Виктория, для участия в нем нужно было подписаться на аккаунт, оставить хештег под записью и отметить в комментарии друзей.
"Я выполнила все условия, еще и репост сделала. Розыгрыш провели в прямом эфире, меня объявили победителем и сказали, что ждут в ближайшее время в клубе для получения приза", – вспоминает девушка.
По ее словам, когда Виктория стала уточнять, в какой день может приехать за картой, на ее сообщения перестали, а все публикации, которые свидетельствовали о том, что она победила, были удалены.
"В итоге организаторы провели второй конкурс: заявили, что первый был якобы проведен неправильно: мол, я нарушила условия тем, что сделала репост", – теперь смеется Виктория.
Девушка рассказывает, что смогла доказать свою правоту в переписке; с ней пообещали связаться, но после долгих "совещаний" пригласили не за призом, а "для решения вопроса" - в конечном счете она оказалась в черном списке. Администрация уступила лишь после того, как девушка предала историю огласке: карту Виктории, по ее словам, выдавал лично генеральный менеджер.
"Карту мне дали, хотели даже со мной сфотографироваться. В общем, свою позицию я отстояла, но картой в итоге не пользовалась и с того момента принципиально не посещала это заведение. И да, в конкурсах я теперь участвую крайне редко: только если приз действительно стоящий или компания знакомая", – резюмирует она.
Минчанин Алексей тоже решил побороться за главный приз (дрон) в розыгрыше "за подписку и репост" в сообществе одного из фирменных магазинов с гаджетами. По его словам, организаторы обещали транслировать розыгрыш онлайн, однако этого не произошло, а результаты были объявлены заочно.
"Во время трансляции произошли якобы "технические неполадки". Обычно для таких случаев готовится трогательный текст с просьбой прощения, но вместо этого ответ был таков: "Все пользователи, которые пишут оскорбления в адрес компании (...), а также сомневающиеся в нашей честности, будут забанены", – вспомнил Алексей.
По его словам, позже администраторы группы действительно отправили в черный список всех, кто пытался критиковать подобное поведение организаторов.
Участники редко читают условия игры
Как отмечают организаторы подобных рекламных игр, нередко конфликтные ситуации с участниками возникают из-за недостаточного ознакомления с условиями. Так, например, в минувшем декабре разгорелся спор между крупной сетью магазинов "Мила" и жительницей Барановичей Ольгой, она поделилась своей историей в соцсетях.
Выиграв приз в одном из конкурсов, девушка узнала от представителя, что выдача осуществляется в столице, и попыталась настоять на почтовой пересылке. Представитель пообещал, что посылка будет отправлена в течение месяца с момента оглашения результатов розыгрыша, однако и по истечении срока Ольга ее не получила. Нашла она и других победительниц, которые остались без подарков.
В то же время на странице сети можно ознакомиться с правилами проведения розыгрыша, в одном из пунктов которых сказано: "Организатор в установленные сроки вручает победителю награду посредством передачи ему лично в руки по месту нахождения организатора: город Минск, ул. Одоевского (...)".
Спустя несколько дней и после бурного обсуждения случившегося в соцсетях Ольге, по ее словам, все же пришло оповещение о том, что посылка была выслана. "Как публично оговорила, так публично и приношу извинения. Думаю, так будет более правильно", – написала она после.
По ее словам, рассказать о проблеме она решилась в том числе из-за недовольства других участниц и недостатка конкретики: если бы представитель сразу исключил возможность пересылки, попросту отказалась бы от приза.
МАРТ: не участвуйте в непроверенных играх
Контроль за проведением рекламных игр осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли на основании президентского указа №51.
"Все рекламные игры, которые проводятся на территории страны, подлежат регистрации в МАРТ. Одно из основных требований к организатору – сформировать призовой фонд рекламной игры, прописать правила ее проведения и все условия так, чтобы потребителю было понятно, какие действия он должен предпринять, чтобы в ней поучаствовать", – рассказала Sputnik начальник Управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Беларуси Инна Гаврильчик.
Механизм таков: подготовив перечень документов, организатор подает заявление в министерство; если соответствие требованиям Указа подтверждается, рекламная игра регистрируется, а организатору выдается свидетельство с наименованием игры, сроками ее проведения и пр. Получив документ, организатор обязан опубликовать правила до начала рекламной игры, а саму ее провести строго в соответствии с ними.
Примечательно, что в настоящее время проводить рекламные игры в социальных сетях запрещено, соответственно, популярные розыгрыши "за репост" являются незаконными.
"Сейчас рассматривается вопрос об отмене регистрации рекламных игр и запрета на их проведение в социальных сетях. Однако разработка новой редакции нормативного документа – небыстрый процесс, сейчас мы собираем предложения", – пояснила Гаврильчик.
По словам представителя МАРТ, сегодня на страницах организаций в соцсетях можно только рекламировать рекламные игры, то есть рассказывать, что они проводятся. В соцсетях могут проводиться только акции, которые отличаются от игр тем, что в них не может быть розыгрыша: бонусы или подарки должны получить все участники, которые выполнили условия акции.
"Заподозрив нарушение в проведении рекламной игры, потребитель может обратиться в местный орган власти или в МАРТ – изложить в заявлении суть проблемы. К нам поступают такие обращения, но их меньше, чем, например, обращений по защите прав потребителя", – поделилась Инна Гаврильчик.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях, компании-нарушителю грозит штраф от 20 до 500 базовых величин. К слову, в регистрации рекламной игры компании могут даже отказать, если она неоднократно нарушила требования указа №51 на протяжении года.
"Мы рекомендуем потребителю внимательно знакомиться с условиями проведения рекламной игры, чтобы действительно стать ее участником и впоследствии иметь возможность претендовать на какой-то приз. В том, что человек не дочитал и не выполнил надлежащим образом правила, нет вины организатора", – считает представитель ведомства.
Узнав о розыгрыше, например, через рассылку по электронной почте или получив СМС-сообщение, целесообразно выяснить, законно ли он проводится. Так, в рекламе игры должны быть указаны номер свидетельства регистрации, сроки проведения, а также телефон или адрес сайта, по которым можно уточнить подробности.
"Информация о зарегистрированных рекламных играх периодически обновляется на сайте МАРТ. Если организатор некого розыгрыша не предоставляет потребителю уточняющую информацию (в том числе о регистрации в качестве игры), а то, что указывает, проверить невозможно, лучше не принимать участия в таком розыгрыше: при таких условиях у участника нет никаких гарантий", – предостерегла Инна Гаврильчик.