Игрушки этого мастера не назовешь ни трогательными, ни мимишными. Они скорее вызывают страх, чем желание в них поиграть: глаза выпученные, щеки обвисшие, улыбки оголяют зубы, расположенные в шахматном порядке, рога и копыта выдают звериные манеры.
Корреспондент Sputnik Тамара Зенина выяснила у мастера-кукольника Сергея Дроздова, почему он так безжалостен со своими героями.
"Пронизывающий взгляд и ехидная улыбка прилагаются", – шутит автор о своих работах.
Сергей Дроздов и не скрывает грубые манеры своих персонажей, подчеркивая, что стим-панк – это "не плюшевые мишки и не фарфоровые красотки".
Его герои – циничные вооруженные, часто до зубов, существа, которые живут в беспощадном мире суровых фантазий автора. При этом им не чужды простые человеческие слабости.
"Мой Дед Мороз голый и потрепанный, потому что по дороге к детишкам не смог пройти мимо казино, где проиграл все: подарки, оленей и даже одежду. Утром он проснулся – и у него шок от произошедшего", – смеется автор "деда- игромана".
Мусор со всего мира
Игрушечные машины этого мастера имеют двигатели и ездят, его ружья заряжаются патронами и стреляют, его острыми саблями можно проткнуть. А его герои имеют не только оружие и обмундирование – у них есть характер, судьба и часто даже карьера!
"Сначала я придумываю историю. Стим-панк – это направление научной фантастики. Эпоха правления королевы Виктории, паровые механизмы и все, связанное с прорывом инженерной мысли и передовыми идеями. Это приключения, даже Жюля Верна в некоторой степени можно отнести к представителям стим-панка", – размышляет Дроздов.
В стиле стим-панк сегодня создают много продукции, в том числе фильмов и компьютерных игр. Из них художник и черпает вдохновение.
"Властелин колец" я пересматривал шесть раз, в результате появилась серия рыцарей "Средневековые забавы", – рассказывает он.
Один из принципов жесткого стиля – натуральность. Свои игрушки Дроздов делает из кожи, жести, латуни, медной проволоки, дерева и других материалов.
Разглядывая его персонажей, можно увидеть куски сломанных вилок, открывалок, пряжек, бляшек, порванных вещей, еще кучу какого-то "мусора", который автор в основном находит на блошиных рынках и в лавках старьевщиков по всему миру.
"У меня нет покупных деталей, все элементы делаю сам с нуля: лью металл, кую, чеканю, шью кожу, обжигаю глину, строгаю по дереву", – признается "мастер широкого профиля" Сергей Дроздов и раскрывает детали своего творчества.
"Я использую много инженерных изобретений. Когда появляется мысль, всячески ее прорабатываю, прорисовываю узлы, шестеренки, сравниваю с чертежами и схемами из интернета", – рассказывает он.
Движущиеся механизмы Дроздов дополняет подлинными деталями, только мелкими. Замки и пряжки можно застегнуть и расстегнуть, ружья и арбалеты разобрать и собрать, латы и кольчуги – одеть и снять.
"Мой лозунг: маленькое – но настоящее! Например, для пиратов я пушки не вытачивал на токарном станке, а отливал, как положено. Миниатюрные кирпичи, из которых я сложил стену для архитектора, я делал из глины, обжигал, собирал кладку на раствор. Мечи кую по всем правилам горячей ковки", – поражает мастер скрупулезностью.
Именно в номинации "Лучшие аксессуары" он получил награду на кукольном фестивале в Прейли (Латвия) вместе с коллегами из России и Нидерландов.
Подводная лодка и паровая машина
Интересно, что свою детскую мечту – придумать историю с героями – Сергей Дроздов осуществил только на пятом десятке.
В детстве его отчислили из художественной школы за прогулы. Долгое время он работал шахтером на севере России, а после переезда в Беларусь занимался дизайном помещений.
"В 40 лет я попробовал сделать первый механизм – модель подводной лодки, потом была паровая машина, американский хот-род на радиоуправлении, а потом появились куклы как нечто более художественное", – делится мастер этапами творческого пути.
В последние годы его работы видели на многочисленных, в том числе и персональных, выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Сочи, Таллинне, Прейли, Пфуллендорфе, а также во многих городах Беларуси. Ближайшая персональная экспозиция откроется в Гомеле в конце февраля.
Крылья, ноги и хвост
Автор признается, что даже под заказ не делает детские игрушки. Его персонажи адресованы исключительно взрослому зрителю, "умеющему фантазировать".
И цена, и сроки изготовления всегда разные. Дольше всего, говорит мастер, делаются кукольные миниатюры. На это может уйти до года. Понятно, что стоить дешево такие куклы не могут.
Среди почитателей творчества кукольников много узнаваемых личностей, которых раньше Сергей "видел только по телевизору".
В Москве многие "звезды" – завсегдатаи ежегодной выставки на Тишинке, в Риге среди любителей кукол можно встретить Раймонда Паулса. Приходят дипломаты и руководители известных предприятий. Приходят, восхищаются и покупают! "Кто и за что – рассказывать не буду", – хитро улыбается довольный художник.
Зато я могу признаться, что один из персонажей Сергея Дроздова живет у меня. Подарок. Если присмотреться к моей птичке, можно и кусок вилки разглядеть, и часть старой открывалки, и еще какие-то куски металлических пластин, которые умелая рука мастера превратила в клюв, крылья и перья!