Вместо футбола он выбрал ударные и ни разу не пожалел об этом: ни в годы армейской службы, ни в тяжелые 90-е. Сегодня Сергей Шептунов – один из немногих музыкантов, овладевших редким инструментом – ксилофоном.
Ксилофон – необычный инструмент. У музыканта нет с ним прямого контакта, поэтому игру на ксилофоне относят и к музыкальному, и к цирковому искусству. Для того чтобы точно попадать по клавишам, нужно иметь не только музыкальный слух, но еще и зоркий глаз, и ловкие руки.
Музыкант-виртуоз Сергей Шептунов, лауреат международных конкурсов и фестивалей, успешно гастролирующий по Беларуси, России, Польше, Германии, Швейцарии, Дании, Австрии, Англии и другим странам, сыграл для читателей Sputnik, а заодно рассказал корреспонденту Тамаре Зениной о своем витиеватом творческом пути.
Барабаном были… книги и кастрюли
В детстве в Новополоцке Сергей с успехом посещал футбольную секцию в местной детско-юношеской спортивной школе.
"Музыке я серьезного значения не придавал. Мне "барабанилось" в голове постоянно что-то, видимо, душа требовала", – предполагает музыкант.
А душа действительно "требовала" раскладывать старые книги, кастрюли, наволочки, набитые песком, и стучать по ним карандашами или просто руками.
Старший брат, который в то время, как и многие сверстники, играл в школьном ВИА, выточил ему деревянные палочки, похожие на барабанные. Стучать стало интереснее.
"В те годы музыкальная культура была на подъеме. Все слушали The Beatles, Deep Purple, AC/DC, Sweet, советские ВИА – "Самоцветы", "Поющие гитары", "Веселые ребята", наших "Лявонов". Многие сами учились играть, в основном на гитарах и ударных, это было модно. Я дома включал магнитофон и под фонограмму пытался стучать", – вспоминает музыкант.
Старания юного барабанщика оценил и сосед снизу. Причем оценил в прямом смысле, поскольку сам работал в Доме культуры. Он и посоветовал Сергею учиться музыке профессионально.
Жигунов играл главную роль, а я снимался в массовке
После музыкального училища Сергей собирался в консерваторию.
"Но меня спецнабором забрали в армию. Никогда не думал, что буду служить в единственном в Советском Союзе кавалерийском полку, предназначенном для съемок фильмов!" – интригует Шептунов.
В элитном полку служили дети известных деятелей и начинающие артисты. Сослуживцами Шептунова были Федор Бондарчук, Сергей Жигунов, циркачи Вячеслав Запашный и братья Андрей и Владимир Кадниковы.
"Лучшим кавалеристом был, конечно, внук Семена Буденного Алексей", – смеется музыкант.
Освоив верховую езду, кавалеристы снимались в кино, играли в полковом оркестре и участвовали в полковой самодеятельности.
"Я снимался в массовых сценах и эпизодических ролях в фильмах "Подданные революции" и "Сталинград", а Сергей Жигунов в то время снимался в "Гардемаринах". Он был старше нас всех, ему было уже 25 лет. Когда съемки проходили в лесу рядом с полком, мы возили ему еду на съемочную площадку. Там же он получил травму глаза, и его комиссовали из армии", – рассказывает Сергей Шептунов.
В составе полковой самодеятельности музыканты под руководством начинающего режиссера Бондарчука готовили программы, которыми поздравляли офицеров и генералов с праздниками.
"Было что-то наподобие агитбригады. В программе был наш, как сейчас бы сказали, кавер-бэнд, цирковые номера Кадниковых и много другого. С этими концертами мы ездили по правительственным дачам, были у семей Буденного, Лигачева, Горбачева", – вспоминает Шептунов и признается, что чиновники "всегда хорошо благодарили солдат, приглашая на ужин с деликатесами".
Служить в армии Сергею Шептунову очень нравилось, хотя "и на гауптвахте сидел, и в театры в самоволку с Бондарчуком уходили".
"После службы я виделся только со Славой Запашным, когда он приезжал в Минск на гастроли. Вместе вспоминали армейские будни", – рассказал Шептунов.
Сначала челноком, потом таксистом
После армии творческий путь Сергея Шептунова был извилистым и во многом совпал с политическими событиями. Сначала он с успехом играл в многочисленных ВИА, популярных и не очень.
"Особенно много концертов было с одним из солистов группы "Фристайл" Анатолием Киреевым и с одним из составов группы "Мираж". "Ах, какая женщина" тогда была мегапопулярной! За один концерт мне платили 100 рублей", – вспоминает Сергей.
Концерты закончились, когда распался Советский Союз, и Шептунов, чтобы содержать семью, влился в широкие ряды сначала челноков, потом таксистов, подрабатывал в военном оркестре.
"В середине 90-х часть коллектива "Сябры" организовала новую группу "Рождество" под управлением Юрия Богаткевича. Меня пригласили в эту группу ударником. Мы много гастролировали в Беларуси и за рубежом. В Германии ксилофон был очень популярным инструментом. А я им овладел еще в училище и стал расширять программу", – говорит музыкант.
Из-за конфликта с Анатолием Ярмоленко группа "Рождество" просуществовала недолго. Но многие запомнили музыканта, виртуозно играющего на ксилофоне, и стали ему предлагать сольные выступления в Беларуси и Европе.
"Одним из тех, кто запомнил мои выступления с "Рождеством", был бывший замминистра культуры Владимир Рылатко. По его протекции меня позвали на "Дожинки" в 2001 году. После этого стали регулярно приглашать на "Славянский базар", День Победы, международные спортивные турниры, например, Чемпионат мира по хоккею, и другие государственные праздники", – делится музыкант.
Музыка, которая греет
Последние 10 лет Сергей Шептунов работает в Национальном Академическом народном оркестре Беларуси им. И. Жиновича и параллельно участвует в куче интересных проектов.
Например, он создал группу барабанщиков "Перцы", которые зажигают почти на всех крупных мероприятиях в Минске и других городах.
В 2003 году белоруса услышал менеджер компании "Сонор", крупнейшего производителя ударных инструментов. С тех пор Сергей Шептунов не только является музыкантом-консультантом, но и выступает на одной сцене с ДжоДжо Майером, Крисом Коулменом, Йостом Никелем и другими мировыми звездами.
Вместе с Эндрю Эммертом и Александром Музыкантовым они начали серию уникальных программ "Музыкальная релаксация", подтверждая научное заключение о благоприятном воздействии инструментальной музыки на эмоциональное и физическое состояние человека.
По-прежнему нашего ударника зовут на гастроли.
"Особенно ксилофон любят в Германии и в дальних регионах России. Меня часто зовут в Сибирь, на Дальний Восток, в Якутию. Видимо, моя музыка согревает людей в минус 30", – смеется он.
А буквально на днях в одном из Дворцов культуры Минска музыкант-виртуоз открыл свою школу согревающей музыки.