Логопед — родителям: выключите телевизор и поговорите с детьми

В Международный день логопеда Sputnik расспросил специалиста Татьяну Жуйко о том, как избежать проблем с развитием речи.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Родители сейчас мало общаются с детьми, все чаще занимают детей компьютером и телевизором. С одной стороны, это удобно и даже понятно, времени катастрофически на все не хватает, а домашние дела никто не отменял. Но с другой стороны, этот дефицит общения, в конечном счете, во многом способствует тому, что количество плохо говорящих детей растет, считает логопед Татьяна Жуйко.

Во что играют наши дети?

"Сейчас родителями стало поколение, которое меньше читало, мало знает наизусть. Они растят своих детей и не понимают, зачем это — разговаривать? Они сажают детей за компьютер, и ребенок сам что-то осваивает. А в итоге это часто кончается тем, что к 6-7 годам, бывает, ребенок не в курсе, где право-лево, что значит "перед или за тобой", у него бедный словарный запас. Он не может не то что пересказать сказку, он выразить свои мысли не может", — объяснила Татьяна.

Причем такие проблемы возникают у вполне благополучных родителей. То есть к специалистам ведут вполне здоровых детей — без диагнозов, с хорошим интеллектом — но не умеющих внятно говорить. Логопеды все чаще стали сталкиваться со случаями педагогической запущенности.

Логопед — родителям: выключите телевизор и поговорите с детьми

О пользе "Репки" и "Колобка"

Под педзапущенностью логопеды понимают, в том числе, неумение детей играть, строить отношения, эмоционально реагировать, объяснила специалист.

Как выбрать правильные сказки, и что делать со страшными?

"Часто родители обращаются с единственной проблемой: он не выговаривает звук "р", шепелявит или невнятно говорит, но на самом деле чаще всего речь идет о комплексе проблем. Мы сейчас редко встречаем нарушение одного звука. Чаще это более глубокие проблемы: ребенок мямлит, ему не хочется говорить. А все потому, что у него в активе попросту не хватает слов", — объяснила Татьяна.

Что делать? Разговаривать! Дома, по дороге в детский сад или магазин, в самом магазине, называть и обсуждать увиденное и сделанное: взяли апельсины, справа проехала машина, впереди перекресток.

Обязательно нужно читать и учить наизусть стихи

"Порой слышу от родителей: ну что там читать этот "Колобок" или какой смысл в этой "Репке". Но взрослым не надо искать там смысл, ребенок сам его найдет. Надо просто читать, чтобы ребенок запоминал структуру слова, структуру фразы, чтобы он усваивал окончания, предлоги, а потом смог строить свою речь на этих образцах", — объяснила логопед.

Логопед — родителям: выключите телевизор и поговорите с детьми

Конструктор и кукла вместо компьютера

Кроме того, очень важно научить ребенка играть, но, опять же, не в компьютерные игры, а с реальными предметами. Ребенок должен научиться обращаться с ними — укладывать спать куклу, кормить ее, парковать машинку в гараж. Вместо компьютера купите конструктор и научите ребенка, если он сам не может сориентироваться, играть в ролевые игры, настоятельно советует логопед.

"Когда появляется сюжетная игра и ребенок может за каждую свою игрушку что-то сказать, то речь будет развиваться активнее. И тут важно, чтобы родители слушали играющего малыша и подсказывали ему правильные формы речи", — посоветовала специалист.

Если же ребенок играет молча, то тогда родителю нужно его немного разговорить, дать пример, начать комментировать: ты положил, ты снял, сверху, снизу, направо, налево, чтобы ребенок понимал, что он делает.

Зарядка

Занятия физкультурой, оказывается, тоже существенно влияют на развитие речи. Во всяком случае, специалист настоятельно советует родителям не лениться и делать с малышами простейшие гимнастические упражнения: постоять на одной ноге, попрыгать, похлопать, поприседать. У ребенка обязательно должно быть место, где он может ползать и кувыркаться.

"Чем больше ребенок может физически, тем более гармонично развивается. То есть общая физкультура влияет на речь", — подчеркнула специалист.

Sputnik вспомнил детство: во что играли родители современных детей

До пяти лет детское косноязычие считается допустимым, физиологическим. К этому возрасту звукопроизношение должно сформироваться. Но логопед все-таки советует не ждать крайнего срока, а заниматься с ребенком самим. Тем более что сейчас много специальной литературы и информации в интернете. Главное — не жалеть времени на общение со своим ребенком и разговаривать с ним. Если же родители чувствуют, что сами не справляются, то лучше обратиться с вопросами и к педиатру, и к неврологу, и, конечно же, к логопеду.

"С самого раннего детства видно, как ребенок сосет соску, как он кусает, жует. Если вяло жует, если рот приоткрыт, если язык лежит, бровки постоянно или подняты, или насуплены, у него неживое анемичное лицо, значит, с ним надо заниматься. Подойдите к зеркалу — покривляйтесь вместе с малышом, поулыбайтесь, похмурьтесь, понадувайте щеки, пооблизывайте губы, пощелкайте языком", — посоветовала Татьяна.

И не спешите без нужды с иностранными языками, рекомендует логопед. Пусть ребенок сначала освоит родную речь. Тогда ему будет легче говорить на чужой. Обратите внимание, билингвы начинают говорить гораздо позже, заметила Татьяна.

Логопед — родителям: выключите телевизор и поговорите с детьми

14 ноября в мире отмечают Международный день логопеда. Наиболее частыми пациентами этих специалистов становятся дети дошкольного и младшего школьного возраста. Помимо исправления произношения отдельных звуков, логопеды помогают им справиться и с другими нарушениями.