Умираю от стыда за Гродно: дизайнер хочет пожаловаться на ЖКХ-арт в центре

В попытках украсить центр старинного Гродно горожанам и туристам предложили наполнять мусором дам и джентльменов, а на площади установили печать, похожую на товар из секс-шопа.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ГРОДНО, 11 ноя – Sputnik, Инна Гришук. Гродненский дизайнер Ирина Процко хочет обратиться в Союз дизайнеров Беларуси и Минкультуры и добиться, чтобы из центра старинного Гродно убрали урны для мусора в форме леди и джентльменов, глобус из грубого железа, скульптуру старинной печати, похожую на товар из секс-шопа, и другие объекты в стиле ЖКХ-арт. Дизайнер уверена: новшества вредят имиджу королевского Гродно и портят впечатление о нем у европейских туристов.

Урны-джентльмены и ЖКХ-арт

"Теперь я умираю от стыда за Гродно, я не могу пригласить в гости иностранных друзей, не могу показывать им город. Потому что не могу это предъявить", – не скрывая эмоций, говорит известный в Гродно художник и дизайнер Ирина Процко.

Негативную реакцию у нее и ее коллег вызывают новые скульптурные формы, которые в последние несколько месяцев в большом количестве появились в центре. Большинство из них были установлены к фестивалю национальных культур, юбилею города.

Умираю от стыда за Гродно: дизайнер хочет пожаловаться на ЖКХ-арт в центре

"Я не была в городе во время всех праздников и не видела этот ужас. Когда увидела эти мусорки, этот глобус, весь этот мусорный андеграунд, мне стало плохо", – призналась Ирина Процко, которая более 20 лет работает дизайнером, у нее два высших художественных образования, есть опыт преподавательской деятельности, она много лет является членом Союза дизайнеров Беларуси.

Ирина называет самые вопиющие объекты. Это урны для мусора, сделанные в форме джентльмена и дамы с собачкой, беседка-ротонда на обзорной площадке по улице Дарвина, железный глобус на клумбе напротив Фарного костела, большая печать на газоне на Советской площади, деревянная скульптура путешественника, площадка рядом с новой гостиницей и несколько фотозон в парке Жилибера.

Умираю от стыда за Гродно: дизайнер хочет пожаловаться на ЖКХ-арт в центре

Дизайнер сравнивает их с пальмами и лебедями из пластиковых бутылок, которые могут выглядеть оригинально только в пределах частного участка или дачи. Выставлять такое на всеобщее обозрение, тем более в центре старинного города, просто недопустимо.

Почему гигантская печать – это плохо?

"Надо сжечь все это напалмом", – передает Ирина реакцию на новые арт-объекты ее знакомого, который родом из Гродно, а сейчас работает в Москве в крупном дизайнерском агентстве. Она объяснила, почему новинки, установленные для украшения города, нужно срочно демонтировать.

"Главный их недостаток в том, что в них нет художественной идеи, они плохи по стилистике, еще хуже – по содержанию. Потому что нельзя так буквально делать такие знаковые объекты", – отмечает дизайнер.

Самым неудачным объектом собеседница называет большую печать времен Магдебурского права с гербом города и надписью Sigillum consulum civitates – Grodnensis, которая стала увеличенной копией самой первой печати Гродно 1540 года.

Умираю от стыда за Гродно: дизайнер хочет пожаловаться на ЖКХ-арт в центре

"Почему такое неуважительное отношение к предмету, который выполнял сакральную роль? Он миловал, он жаловал, в нем была огромная сила действа. Печать нужно бережно хранить в шкатулке, а не выкладывать на клумбу. Произошла подмена понятий, это недопустимые вещи", – комментирует дизайнер.

Добавляет, что профессиональный художник смог бы найти художественное средство, чтобы показать этот предмет более уважительно. Например, использовать свет, сделать световую инсталляцию с голограммами, зеркалами, мощную, иносказательную. И где-то наверху, как нимб, светился бы знак города. И тогда люди приходили бы посмотреть на этот предмет.

Критике подвергся и большой глобус, который посадили на клумбу напротив Фарного костела, загородив один из выгодных ракурсов на исторический памятник.

Умираю от стыда за Гродно: дизайнер хочет пожаловаться на ЖКХ-арт в центре

"Глобус сделан в той же стилистике. Так же буквально и одноглазо. Сварен из грубых кусков железа. Это похоже на оформление в духе солдатской казармы, но не в духе королевского Гродно", – пояснила собеседница.

Пихаем мусор в человека

Беседка-ротонда, установленная на обзорной площадке по улице Дарвина, также показалась неудачной.

Умираю от стыда за Гродно: дизайнер хочет пожаловаться на ЖКХ-арт в центре

"Это китч в высшей степени. Проволочный каркас на фоне самой красивой панорамы города выглядит как инородное тело. Беседка не вписывается ни по цвету, ни по стилистике, ни по масштабу. Здесь весь прием плохой, особенно цвет. Лучше бы сделали ее незаметной из стекла", – комментирует дизайнер и сравнивает объект с "пироженкой".

По ее мнению, по той же причине плох и деревянный турист, установленный в начале улицы Советской, и пластиковые фотозоны в парке Жилибера и на перекрестке Ожешко и Дзержинского. А также оформление площадки возле новой гостиницы по улице Калючинской объектами в стиле псевдобарокко.

Умираю от стыда за Гродно: дизайнер хочет пожаловаться на ЖКХ-арт в центре

Особенно режут глаз новые урны для мусора в форме джентльмена и дамы с собачкой, которые в большом количестве установили в центре Гродно на главных туристических маршрутах.

"У урны есть прямое назначение – аккумулировать мусор. У нее нет стиля, но есть функция. Она, как хорошая домработница, должна быть незаметной. Урны во всех европейских странах – это очень простые и добротные предметы", – отметила дизайнер.

По ее мнению, если бы в Гродно к разработке дизайна привлекли художника, то можно было бы сделать хорошие урны. Из предмета, у которого есть четкая функция, нельзя делать произведение искусства. Изобразив урну в виде человека, создатели вольно или невольно заложили очень плохую идею в этот предмет.

Умираю от стыда за Гродно: дизайнер хочет пожаловаться на ЖКХ-арт в центре

"Теперь нам предлагают пихать в человека мусор. И не просто в человека, а в джентльмена и леди", – обратила внимание дизайнер.

Как спасти королевский Гродно?

Раньше Гродно славился тем, что подобный ЖКХ-арт не мог появиться в городе. Сейчас процесс начинает приобретать массовый характер с молчаливого согласия городской архитектуры и отдела культуры.

"Гродно – королевский город с богатым культурным наследием. Здесь любое колечко, любую пуговку нужно тысячу раз примерить, прежде чем пришить. Потому что гардероб этого города изысканный, одежды шились не сегодня. И о любом установленном здесь предмете нужно думать опосредованно – спрашивать себя, а будет ли предмет соответствовать той планке, которая задана предыдущими поколениями", – отмечает Ирина.

По ее мнению, сейчас Гродно нужно спасать, потому что новые объекты не украшают, а портят внешний облик города. Более того, они выставлены на всеобщее обозрение. Их видят не только туристы, но и горожане, дети. Кто-то молча возмущается, а кто-то начинает считать это нормой.

Умираю от стыда за Гродно: дизайнер хочет пожаловаться на ЖКХ-арт в центре

Чтобы исправить ситуацию, нужно создать общественный градостроительный совет, в который будут входить известные гродненские дизайнеры, художники, архитекторы, у которых есть опыт, образование, чувство стиля и которые смогут критически оценить важные для города объекты.

Готовы дойти до министерства

По словам Ирины, такие советы работали раньше. Например, на одном из них художники раскритиковали идею поставить на площади возле железнодорожного вокзала на высоком постаменте скульптуру оленя святого Губерта – символ Гродно. Тогда художники задались вопросом: куда будет повернута тыльная часть Оленя, будет ли он восприниматься как символ города, стоя рядом с зоопарком? Идею признали не самой удачной и забраковали.

"Если нет кредита доверия к своим творческим людям, то нужно привлечь зарубежного специалиста. Как нанимают спортивных тренеров, потому что понимают, что это престиж страны. А лицо города – разве это не престиж страны?" – рассуждает собеседница.

Она уверена: то, что происходит сейчас, можно воспринимать как акт вандализма по отношению к исторической части Гродно.

Дизайнер собирается обратиться в Союз дизайнеров Беларуси, чтобы провести выездную сессию и оценить происходящее в Гродно. А затем написать обращение в Министерство культуры.