На въезде в поселок Болбасово под Оршей работники в спецовках высаживали в кадку внушительных размеров тую. Одно дерево пристраивали в кадку, а еще несколько, поменьше — в рядок вдоль дороги. Получилось красиво, хоть и несколько странно на фоне обступающей Болбасово березовой рощи.
В Болбасово нам посоветовали заехать, чтобы воочию увидеть, как меняется Оршанский район после августовского визита президента. Александр Лукашенко тогда был настолько расстроен и впечатлен увиденным, что прямо на месте отправил в отставку нескольких министров, а затем, вернувшись в Минск, еще и все руководство правительства. Орше дали время до Нового года, а к 7 ноября президент обещал приехать и посмотреть, есть ли подвижки.
Корреспонденты Sputnik не стали ждать официальных новостей и в последних числах октября выехали на место, чтобы оценить обстановку.
Из-за дождя в срок можем не успеть
Перед тем, как попасть в меняющееся на глазах Болбасово, Sputnik попытался понять, как обстоят дела на Оршанском инструментальном заводе – том самом, где, по словам Лукашенко, не любят людей. Где старые станки, цеха как темница и протекающая крыша.
Попасть на предприятие Sputnik не удалось. Назначенный месяц назад директор Виталий Манкевич в ответ на просьбу об интервью пояснил, что "многие вопросы, которые вас интересуют, находятся в стадии доработки, поэтому давать какие-либо интервью на данный момент преждевременно".
При этом он подтвердил: на заводе идут работы и по модернизации производства, и по ремонту зданий.
На ремонте административно-бытового здания, которое выходит на улицу, работают сразу пять субподрядчиков. Строители из Гродно, Гомеля, Мозыря и Новополоцка приводят в порядок фасад, кровлей занимаются минчане.
"Здание было в довольно болезненном состоянии. Мы проводили даже усиление некоторых плит. Видимо, давно не ремонтировалось. По фасаду ничего критического не было, только там, где требовалось усиление, а так только "косметика" и все. И кровля была в плохом состоянии", — рассказал Sputnik мастер СРСУ-3 Новополоцка Александр Лощинин.
Спрашиваем про цех на территории завода, протекающая крыша которого расстроила президента. По словам строителя, там работа тоже кипит, задействованы не менее 15 подрядчиков. На вопрос о сроках Александр говорит, что их просили уложиться к началу ноября. Но погода подводит.
"Уже готовы начинать красить, но из-за погодных условий не можем. В дождь нет смысла красить. И крышу в такую погоду нельзя делать. А как?! Они вскроют кровлю, и все потечет в здании… В общем, рабочие приехали, материалы на месте. И как только погода позволит — хотя бы чтобы дождя не было — сразу начинаем работать усиленным темпом", — рассказывает мастер.
Узнать о настроении заводских толком не удалось. Шел дождь, люди спешили и на просьбы рассказать, как меняется предприятие, советовали обратиться к начальству.
"Настроение плохое"
Не меньше Инструментального завода в той поездке Александра Лукашенко расстроило увиденное на ОАО "Техника связи" в городском поселке Барань. Хотя этому предприятию, в отличие от убыточного инструментального завода, было чем похвастаться – "Техника связи" имеет заказы, работает с прибылью.
Но президенту не понравились пустующие площади. Он поднялся на заброшенный этаж, который сравнил с туалетом. На "Технике связи" после того разноса тоже сменили директора.
"Настроение, если честно, плохое. Сняли хорошего директора, а поставили… Понимаете, Валентина Ивановна занималась заводом, искала заказы, была работа. Завод начал выкарабкиваться, все бы хорошо было. А этот только стройкой занимается. На тех старых заказах только завод и держится", — сказал мужчина, но представляться наотрез отказался и очень быстро ушел.
Вообще в Орше люди при работе осторожничают в разговорах. А вот пенсионеры охотно делятся впечатлениями. Рядом с проходной "Техники связи" банк, из него выходят две возрастные дамы. Спрашиваем, что изменилось в Орше после последнего визита президента.
"Скребут везде. У меня сын на "Металлисте" в Орше работает, говорил: "Ой, задолбали. Все моют, все скребут, убирают"… И на всех заводах сейчас такое. А зарплата ерунда, совсем маленькая. 300 рублей. Ну что это за зарплата для мужчины?! Дома разругались, жонка выгоняет, а где взять гроши? Что он, красть пойдет?!" – признается Таисия Андреевна.
Вторая, Мария Николаевна, рассказывает, что 15 лет отработала на "Технике связи", собирала микросхемы. А когда завод закрывали, плакала.
"Хорошо, что я бывший строитель, так в Москву поехала, там работала. Знаете, в Россию по-прежнему ездят. Мой зять вот вчера поехал. Строителем работает, хотя все с техническим образованием. А потому что здесь работы нет. Глухо", – говорит Мария Николаевна.
То есть как "работы нет" – на сайте местного центра занятости ведь уйма вакансий?
"Так не платят. Пенсионеров на работу не берут, а молодые не хотят за такие копейки идти", – парирует Мария Николаевна.
Место с хорошими зарплатами
Активно наводят порядок с августа и на Оршанском льнокомбинате. До льнокомбината президент в августе не доехал, но обмолвился, что собирается.
"Наше управление еженедельно проверяет. Смотрят порядок, чтобы захламленности не было", – рассказал Sputnik один из работников предприятия. Представиться тоже отказался.
Но в цехах, по его словам, и так порядок. Комбинат сейчас работает на "Икею", потому должен соответствовать определенным стандартам качества, в том числе и в части порядка на рабочих местах.
На территории, говорит, тоже чисто. Хороший асфальт, аккуратные клумбы. Проблем по этой части быть не должно, но на предприятии, признается мужчина, некоторая нервозность ощущается.
"Как только президент говорит, что приезжает на комбинат, у всех сразу… "подгорает". Руководство бегает. Сильных изменений для персонала не чувствуется, управление никаких больших указаний не дает. Просто волнуемся", – говорит он.
Спрашиваем про зарплаты. Говорит, 1000 рублей в месяц выходит. Из 90 человек в его смене только 16 человек в прошлом месяце получили меньше.
"Тысяча рублей?! Не смешите меня", – взрывается пенсионерка Валентина Ивановна. Она 45 лет отработала на льнокомбинате, и сейчас там в лаборатории работает ее дочь. Получает, говорит, 300 рублей.
"Про людей не думают. Если что не так – заявление на стол, и за проходную. Там же три-пять тысяч человек осталось, а было 12 тысяч, когда мы работали в 80-е. Я работала ткачихой, зарплату получала, была довольна, меня уважали, я на доске почета была. А сейчас – беспредел. Разве можно сейчас прожить на эти триста рублей?!" – эмоционально спрашивает пенсионерка.
На вопрос, как меняется город после последнего визита в Оршу президента, Валентина Ивановна машет рукой.
"Это все бесполезно. Его до рабочих не допускают. А что общаться с чиновниками? Чиновник сделал себе зарплату и получает ее, а рабочие вкалывают, и их за людей не считают. Когда я работала, у нас такого беспредела не было", – говорит пенсионерка.
Видимые изменения и неизменные проблемы
Впрочем, есть еще одна вещь, помимо повсеместного наведения порядка, которую заметили оршанцы. Сразу несколько собеседников Sputnik отметили, что в городе стало больше милиции.
"Я работал в дружине, мы с милиционерами ходим, патрулируем город. Так вот, сейчас большая часть милиции не наша – раз с человеком из Полоцка ходил, а в другой – еще два омоновца из Минска были. Так что спокойнее стало. Вечером на улице нет ни пьяных, ни дебоширов. У нас же в Россию много кто ездит, потом приезжают и гуляют. А гуляют у нас широко", – рассказал один из собеседников Sputnik.
А вот что осталось в Орше неизменным, так это ежеутренний сбор местных мужчин, ищущих работу. С 8 до приблизительно 11 часов утра они стоят в нескольких метрах от территориального Центра социального обслуживания населения и ждут. Ждут, когда кто-нибудь подъедет и наймет их на работу – перекопать огород, разгрузить стройматериалы. Цена вопроса – 20 рублей в день.
Эта неофициальная биржа труда существует годами. Один из мужчин признался, что ходит сюда уже 12 лет. Параллельно состоит на учете в Центре занятости населения и время от времени пытается устроиться на официальную работу. Но при месячной зарплате в 300 рублей долго не выдерживает. Иногда ездит на договорные работы от Центра занятости. Но и они не приносят больших денег.
"Знаете, есть такой инструментальный завод. Я там после приезда Лукашенко по направлению Центра занятости 12 дней отработал – ломали стенки. Обещали 15 рублей за день, а заплатили 11 рублей. Сказали: с вас подоходный, туда-суда. Хотя в прошлом году обещали 15 и выдавали 15 на руки. А в этот раз вот так. И то, чтобы их забрать, пришлось чуть ли не до директора дойти", – рассказывает мужчина. Представиться отказывается.
О президентском внимании к городу говорить не хотят. Считают, что все это бессмысленно. Ну что с этой наведенной красоты, когда работы и зарплаты для них нет?
Поднять из руин и пепла. Попытка №2.
Возродить Оршу – "поднять ее из руин и пепла" – Лукашенко поручал еще весной 2017 года. Поэтому, видимо, так и расстроился, когда в августе 2018-го увидел на Инструментальном заводе станки 40-летней давности и заброшенные площади на "Технике связи".
У районного руководства на руках была программа социально-экономического развития района, принятая той же весной 2017-го после первого поручения президента. Но она так толком и не заработала.
"Прежде всего потому, что эта программа была утверждена на нашем районном уровне. А поскольку ответственными были Оршанский райисполком и Витебский облисполком, министерства не в такой степени уделяли ей внимание. Сейчас это будет закреплено на самом высшем уровне, и после того совещания, которое прошло у нас в августе, каждое министерство понимает, что надо уделить внимание Орше", – объясняет первый заместитель председателя Оршанского райисполкома Сергей Пац.
Еще одним существенным минусом той программы, по словам Сергея Николаевича, было отсутствие прописанных источников финансирования.
"Было много намерений, которые не были подтверждены финансовыми средствами", – говорит зампредседателя райисполкома.
У новой разработанной программы будут другой статус и другое наполнение. По каждому предприятию должен быть разработан бизнес-план, прописаны источники финансирования. Часть проектов, где решены вопросы с финансированием, уже реализуются. Строятся молочно-товарные фермы, идет модернизация и реконструкция того же инструментального завода.
Пока завод убыточен, но Сергей Николаевич говорит о двух инновационных проектах. Один уже одобрен – под него выделяются 48 миллионов рублей.
"Сейчас закупается новое современное оборудование, белорусского производства в первую очередь. То, которое у нас не производится, будет закупаться на конкурсной основе. Но, к сожалению, оборудование изготавливается не за один месяц. Есть станки, которые изготавливаются от 6 месяцев до 12. Поэтому реализация этого проекта уйдет на 2019-2020 год", – рассказывает Пац.
Второй инновационный проект пока не оформлен на бумаге.
Новая, пока также еще не подписанная программа развития Оршанского района рассчитана до 2023 года. Но основной упор, подчеркивают местные власти, они хотят сделать на 2019-2020 годы.
"Речь идет о развитии всех направлений. Как реального сектора, так и социальной сферы. По промышленности: вот у нас 32 предприятия – мы по каждому видим перспективу развития", – подчеркнул Пац.
Что это значит для простых людей? Когда они смогут рассчитывать на достойные зарплаты? Кто-то в 2019 году, кто-то чуть позже, говорит зампред райисполкома.
"Мы прочувствуем это где-то в 2019 году. Это будет видно по внутреннему порядку, приведению дорог в порядок прежде всего. Чтобы появились работа и зарплата, нужно провести модернизацию предприятий. К сожалению, есть предприятия у нас, где используется оборудование, которому и 40, и 50 лет. И на этом оборудовании, к сожалению, невозможно конкурировать. Эта работа проводится", – заключил зампред Оршанского райисполкома.
Читайте также:
- "Всем плевать на людей". Как в Зельве продали склады, а о работниках забыли