Соленые орешки — одно из самых сильных детских воспоминаний моей мамы. Наряду с огромными очередями за хлебом. Но очереди, говорит она, были тогда обычным явлением, а посылка в их доме, потерявшем в войну кормильца, появилась лишь однажды. 46-й год, маме было 5 лет. Читайте белорусскую историю Рут Уоллер в материале Веры Дашкевич.
Не путать с ленд-лизом
Продукты на 29 миллионов долларов, а еще одежду, лекарства, семена для посевов, корма для скота, строительную и сельхозтехнику в разрушенную послевоенную Беларусь привезла ЮНРРА — международная организация, созданная для оказания экономической и социальной помощи странам, которые были оккупированы нацистами во время Второй мировой войны. В 1943 году представители 44-х государств-участников антигитлеровской коалиции подписали в Вашингтоне учредительный документ. А в декабре 45-го был подписан договор о помощи БССР — поставках на 61 миллион долларов.
Аббревиатура ЮНРРА (United Nations Relief and Rehabilitation Administration) не отложилась в памяти белорусов по одной простой причине — об этой организации нельзя было говорить вслух. В январе 1946 года, за два месяца до приезда миссии в Минск, было принято специальное постановление, в котором говорилось: "Ответственным партийным советским работникам запрещается в своих докладах и беседах приводить какие-либо цифры по поставкам ЮНРРА и ссылаться на вопросы помощи со стороны ЮНРРА".
Даже в поздние годы, когда по телевизору то и дело рассказывали о международной помощи в рамках программы ленд-лиз, о помощи ЮНРРА по-прежнему не вспоминали.
Семена, бульдозеры и учеба в Канаде
Около половины помощи ЮНРРА — поставка продуктов питания, значительная часть которых шла в детские дома, больницы и для инвалидов. Часть продавали через магазины, а вырученные средства направляли на восстановление городов и местечек.
"Продовольствие — это важная, но не главная составляющая той помощи", — рассуждает сценарист документального фильма "Забытая миссия" Мария Бершадская. Фильм вышел пять лет назад на телеканале ОНТ в рамках проекта "Последний отсчет".
"Когда речь идет о помощи, есть такое выражение — давать рыбу или удочку. Так вот нам давали еще и "удочку" — шло зерно, сельхозтехника, корма для скота. Вы же понимаете, почему это было важно: выжженная земля, начинается весна, а нечего сажать. Нечего сажать — не будет урожая. Да, можно просто привозить продукты. Но основная задача была все-таки наладить поставки такого рода, чтобы потом республика могла справляться сама, без помощи ", — рассказала Бершадская.
Минский аэропорт строили с использованием бульдозеров ЮНРРА, белорусское радио расширяло свое вещание при помощи передатчиков ЮНРРА, а еще были тысяча тракторов, английские электростанции, французские строительные краны, американские бульдозеры и многое другое.
Благодаря ЮНРРА в Минске, к примеру, открыли пенициллиновый завод. На старое предприятие, где до войны выпускали валериановые капли, настойки полыни и йода, привезли современное оборудование, а белорусских специалистов отправили на учебу в Канаду.
Американец в вышиванке, белорусские коммунисты в кожанках ЮНРРА
На сохранившихся фотографиях первый глава миссии ЮНРРА в Белоруссии Ричард Скандрет позирует местным фотографам в национальной белорусской вышиванке. "Он симпатизировал советской республике", — предположил в фильме историк Владимир Снапковский.
Мария Бершадская рассказывает, что большинство приехавших в БССР сотрудников ЮННРА сами прошли через войну, эти люди верили, что они могут изменить послевоенный мир, искренне хотели помочь. В подтверждение — история Рут Уоллер, молодой жены второго руководителя миссии Теодора Уоллера. В августе 1946-го она, прогуливаясь вдоль Свислочи, увидела тонущего ребенка, бросилась в воду, спасла его, но сама простудилась. А спустя пару дней врачи диагностировали у 25-летней американки постгриппозный менингоэнцефалит. Рут умерла и была похоронена на Военном кладбище Минска.
Но до этого она сумела совершить еще один невероятный поступок — расположить к себе суровых советских чекистов.
"Охрана не любила нас. Они не улыбались, не заговаривали с нами — ни в каких ситуациях. Было только одно исключение: они любили играть в волейбол, а Рут была замечательным игроком. Мы играли с ними и в такие моменты чудесно общались", — вспоминал в фильме Бершадской Теодор Уоллер.
К американцам из миссии ЮНРРА было настороженное отношение. Впрочем, такое же, как и к их помощи. Историк Снапковский вспоминал, как первый секретарь ЦК компартии Беларуси отчитывал своих подчиненных за то, что они все как один пришли на пленум ЦК в кожаных куртках, полученных по линии ЮНРРА.
"Пономаренко (Первый секретарь ЦК Компартии БССР —Sputnik) сделал им выговор — у вас что, нет отечественного? Это все свидетельствовало о том, что полученное не надо было афишировать", — говорил Снапковский.
В память о миссии
Миссия проработала в Беларуси чуть больше года. В 1947 году ЮНРРА расформировали — ей на смену пришла ООН с многочисленными программами сотрудничества. К тому времени уже был сформулирован план Маршалла — американское видение восстановления Европы, впереди была холодная война. Об этом эпизоде в советской истории правильнее было забыть…