В преддверии выхода нового сериала "Сильная слабая женщина" Sputnik побывал на съемочной площадке: узнали, каково играть в шубе в тридцатиградусную жару, чем советское кино "удобнее" современного и зачем в России по-прежнему снимают картины о женщинах с непростой судьбой.
Зачем на съемочной площадке швейная машинка
Роща под Раковом буквально усеяна съемочными фургонами: последние пять дней в местной киногеничной усадьбе и живописных окрестностях снимают сериал. Через каждые десять шагов — киноаппаратура, палатки, в которых во время перерывов пьет кофе съемочная группа, и еще не приспособленный реквизит.
Дело кипит: прямо на улице около одного из фургонов за швейной машиной работает художник по костюмам.
"Работы хватает: сериал охватывает период с 1989 по 2009 год. Помимо героев, есть еще второстепенные персонажи и массовка — иногда по 70 человек в одной сцене, и каждого нужно одеть — от обуви до шляпки", — делится Оксана Ишмухамедова.
Эпоха ей нравится: создавать костюмы нетрудно, все они — из жизни, а чтобы освежить память, собирали фото в сети, архивах или у знакомых. Среди вещей, говорит Ишмухамедова, никакого новодела — все из людских гардеробов.
"Некоторые вещи приносят участники съемочной группы (в том числе актеры) — потом узнают их, умиляются. Важно, чтобы артисту нравилась одежда, так ему приятнее работать. Что-то из реквизита даже себе присматривают, готовятся забрать после съемок", — улыбается художница.
Актриса, снимающаяся в роли главной героини картины, Александра Власова готовится сыграть одну из сцен в собственном платье. "Да, мое, обожаю сниматься в своих вещах. Маминых тут тоже много: в одном из них она была, когда 30 лет назад с папой познакомилась", — поделилась актриса.
Во время первой читки команда выбирает цвет проекта, в этом предпочли бирюзовый, теперь он почти всегда присутствует в гриме, реквизите и костюме — так добиваются красоты картинки.
Искусство наращивать роль
Через несколько метров — фургончик с надписью "Дед": здесь отдыхает один из важных персонажей сериала — родственник главной героини, актер Владимир Гостюхин.
"Очень славную мне поручили роль: мой герой из времени, в котором я жил, а потому хорошо помню. Для меня это семейная история: мой персонаж — симпатичный человек, коммунист, который живет духом прошлого", — рассказывает Гостюхин.
Чтобы вжиться в роль, актер наделил героя близкими душе характеристиками: решил, что Дед раньше работал на заводе энергетиком, как сам Гостюхин.
"Я всегда оживляю героев своими вещами, додумываю слова — иногда диалоги очень литературные и из-за этого мертвые. Замечательно, что Двигубская (режиссер — Sputnik) к этому относится с пониманием. Бывает разное: я наращиваю роль сам, а когда давят — сопротивляюсь, получается столкновение. Люблю, когда доверяют актерам", — рассказывает артист и плюет через плечо — не сглазить бы.
На этой площадке не всегда просто, признается Гостюхин, но это — специфика сериалов. "В советском кино мы наслаждались, занимались творчеством, а сейчас это конвейер, темп работы сверхдинамичный, а импровизировать нужно, чтобы в нем не потерять живое", — делится он.
Сама Екатерина Двигубская — режиссер сериала — соглашается: актеру должно быть комфортно. "Если их зажать, они становятся деревянными. Все должны делать свою работу: режиссер — направить и проследить, чтобы все вышло органично и убедительно", — считает она.
Любовь светит только к 12-й серии
Во время пятиминутного отдыха перехватываем актрису Зою: "Я играю подругу главной героини, но я не антипод! Я хорошая, просто очень хочу любви, а светит она мне только к 12-й серии", — смеется артистка.
Время событий, которые снимают сегодня — 1997 год. По рассказам Зои, над картиной работают уже почти два месяца, и все время — в разных уголках Беларуси.
"Я и сама отсюда, у нас ведь кинокрай — красиво, да и отношение немножко иное к киношникам: когда снимаешься в Москве, чувствуешь, как там устали от киногрупп", — рассказала она.
Сериал "Сильная слабая женщина" рассказывает историю о девушке Нине, которая трудной дорогой идет к счастью. Упомянутую усадьбу, в которой разворачивается много событий, тут называют "киношным домом": хозяин живет здесь, покидая здание только на время съемок.
Каждый день для съемочной группы заканчивается уборкой. К возвращению владельца все вещи занимают свои места на полках. "До тех пор он нас не отпускает, наученный", — рассказывают здесь.
На площадке, которая заняла просторную гостиную арендованной усадьбы, вовсю идут съемки, в комнату едва вмещаются все участники группы. Двигубская хвалит актерский состав — привлекательных людей (к примеру, Ольгу Кабо и Александру Власову), готовых смеяться над собой и лишенных страха показаться смешными или некрасивыми. "А Гостюхин — великий. Я его боялась, думала, учить будет. Но нам комфортно", — добавляет она.
Одну из ролей в сериале исполняет мать Двигубской Наталья Аринбасарова.
"У мамы в голове порядок: дома она — мама, а на площадке — артистка. Нет, я не кричу ей "Наталья Утевлевна, в кадр" — называю мамой, по нам и так видно, что мы с одной грядки", — улыбается Двигубская.
Исполнитель одной из главных ролей Сергей Перегудов перекусывает яблоками, сорванными прямо возле усадьбы. По его словам, творческая свобода во время съемок доступна актерам крайне редко, оттого ее так ценят.
"Бывает, режиссеры застраивают даже повороты головы, из-за этого кино в итоге может получиться неживым. Здесь есть столпы, конечно, но между ними — живите, пожалуйста", — делится он.
Когда в июле — февраль
В паузе между дублями тут как в улье: все тихо переговариваются по делу и просто так, посмеиваются, второпях поправляют грим, настраивают свет и отсматривают уже снятый материал.
"На исходную, приготовились к съемке, тишина на площадке", — раздается из громкоговорителя. После удара хлопушки и команды "мотор, камера" все замирают, повисает гробовая тишина. Большинство придирчиво вглядывается в экраны, изучая изображение.
Комната оживает, только когда режиссер резюмирует: дубль снят, можно приступать к следующему. Начинается шумная подготовка к очередной сцене, а мы тихо покидаем усадьбу.
Один из самых ярких съемочных дней (по общим воспоминаниям разных участников процесса) прошел в августе на столичном рынке.
"Тогда снимали февраль. Представьте себе, жара выше тридцати градусов, а все герои и массовка — в сапогах, свитерах, шубах, шарфах и норковых шапках. А главная героиня в той сцене беременная, так что она еще и с накладным пузом под всей этой одеждой", — смеются на площадке.
"Нам давали раздеться хоть на минуту между дублями, а вот массовка в шубах проходила три часа! Но не капризничали. Иногда мои знакомые просятся в массовку, но я их быстро переубеждаю", — улыбается Перегудов.
Бывает и наоборот: сегодня в Минске плюс десять, ветрено, а снимать предстоит май. Одевать артистов будут "по сезону", так что пока они отогреваются, не снимая пухлых зимних пуховиков.
Здесь же в день съемок находится и генеральный продюсер проекта, гендиректор "Киностудии КИТ" Рафаел Минасбекян. Он делится: кризис идей на кинорынке — заблуждение, их множество, а вот в сценарии превращается только малая часть. Порой сценарии покупают даже в "стол": когда срабатывает продюсерская чуйка, что в свое время они пригодятся. Изучают их прагматично.
"Мы не вольная творческая лаборатория, мы производим продукт под заказчика. Конечно, во всем есть творческая составляющая, но для нас хороший сценарий — тот, который понравится одному из федеральных каналов", — честно рассказывает Минасбекян.
На вопрос о том, действительно ли настолько востребованы истории про несчастных женщин, гендиректор отвечает просто: они имеют своего зрителя, аудитория сформирована.
"История нашей страны — это история про женщину непростой судьбы, остальное — фасад и мужские понты. Я глубоко убежден, что такие истории приносят пользу. Один из важных критериев для аудиовизуального произведения — уровень самоидентификации, и он должен быть высоким. Когда нет ассоциирования с собой, нет и вовлечения в сюжет. А кино никогда не понравится, если не сопереживаешь герою", — убежден Минасбекян.
На новый сериал киностудия возлагает большие надежды. Но, по мнению гендиректора, многое в кино зависит от удачи — экран покажет.
Читайте также:
- Так уже не снимут: три истории от создателей фильма "Иди и смотри"
Привет из "Смолевуда": под Минском начались съемки фильма о Янке Купале
Съемки "партизанского" кино: "менты", панки и скандалы с соседями