"Сибирский элемент": как делают топливо для первой белорусской АЭС

В глубине Сибири находится настоящий академический центр – город ученых Новосибирск. Что роднит белорусский МАЗ и местный завод химконцентратов, где производят настоящее ядерное топливо, читайте в репортаже Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Белорусская атомная станция возводится в западной части страны поблизости от небольшого городка Островца, а топливо для нее будет произведено за тысячи километров в российском Новосибирске. Как выглядит производство "ядерных таблеток", которые послужат топливом для реактора, узнал корреспондент Sputnik Станислав Андросик.

Топливо для БелАЭС будет поставлено до конца года

Променяли грузовики на атом

Вообще, в 1948 году на месте современного завода, производящего высокотехнологичное топливо для ядерных реакторов по всему миру, было производство грузовиков.

В послевоенные годы огромная страна нуждалась в автомобильной технике, и в Новосибирске на едва организованном заводе успели даже собрать три грузовика, но в Москве решили, что это место в глубинке подходит больше всего для стратегического объекта.

Всего за год был создан Новосибирский завод химконцентратов (сейчас входит в Топливную компанию Росатома "ТВЭЛ"), а производство грузовиков переехало в белорусскую столицу. Теперь мы все знаем его как Минский автомобильный завод. Волею случая Беларусь обрела в те годы МАЗ, ставший впоследствии брендом, узнаваемым во всем мире.

Заберут даже часы

Для того чтобы оказаться в стенах режимного объекта, нужно получить аккредитацию в топливном дивизионе Росатома. Правда, на этом приключения только начинаются. На заводской проходной иностранного посетителя ждут фотографирование для временного пропуска и полный досмотр, как в аэропорту.

Кроме этого, придется расстаться с телефоном, диктофоном или любым другим записывающим устройством. Заберут даже механические часы, потому что безопасность превыше всего и никто не собирается долго разбираться, что у вас там может быть спрятано.

Территория промышленной площадки завода НЗХК

На проходной даже рассказали, что журналистка из Украины несколько лет назад предложила проверить, как работает оборудование. Она хотела попробовать пронести ядерную таблетку в кармане – на ее удачу, ее отговорили, или иначе, даже пусть и ради проверки, за такой проступок она бы сперва повстречалась с вооруженной охраной, а затем было бы разбирательство с полицией, и вылет в родные края пришлось бы отложить надолго.

Пройдя первую проходную, направляемся на инструктаж по технике безопасности – это ведь не просто завод, а режимный объект с потенциально небезопасным производством. Кстати, по цехам НЗХК можно передвигаться только с сопровождающим, и это не блажь, ведь в случае чрезвычайной ситуации нужно будет строго следовать его инструкциям и следовать в сторону выхода, а когда вы первый раз в цеху, то можно и заблудиться.

Вообще, в случае чего на заводе прозвучит сирена, и если во время учений, которые проводятся регулярно, она негромкая, то для реального ЧП будет звуковая дорожка в 90 децибел, это все равно что приложить ухо к автомобильному сигналу.

Вместо тысяч тонн угля

Пройдя все круги проверок и расписавшись в журнале инструктажа, направляемся в цех, где производят тепловыделяющие сборки. Это такие большие сборки стержней в виде шестиугольника, и одна такая ТВС весит более 700 кг, а по факту по своей энергоемкости равняется 60 тысячам тонн угля. Можно представить, сколько копоти отправит в небо ТЭЦ, сжигая такое количество угля.

Журналистам показали, как происходит заполнение циркониевых трубок таблетками диоксида урана

Правда, перед тем как туда попасть, всех желающих и специалистов ожидает шлюзовая кабина – так на НЗХК называется очередной пункт пропуска. Затем, надев халаты, бахилы, маски и колпаки, в образе медика отправляемся на линию производства.

Весь цикл производства ядерного топлива начинается с того, что на специальном пульте управления инженеры запускают контейнеры с гексафторидом урана, а потом происходит изготовление порошка диоксида урана методом восстановительного пирогидролиза. Сложно, да? Если говорить простым языком, то из твердого состояния сырье переводится в газ, а потом из него получается порошок, который затем отправляется на другой участок.

Топливные таблетки ядерного керамического топлива

Порошок, кстати, перемещается в специальных контейнерах, которые носят специальное название — биконусы. На участке изготовления урановых таблеток происходит перемешивание порошка и пластификатора, который позволяет таблетке лучше спрессоваться.

Таблетки отжигаются в печи при температуре не менее 1750 градусов 20 часов

После формования таблетка отправляется в печь, где держится постоянная температура в 1800 градусов по Цельсию. Процесс обжига идет по специальному алгоритму, когда таблетка делает так называемые 40 шагов, на каждый отводится по 24 минуты. Ядерная таблетка раз за разом нагревается и остывает, в общей сумме на это уходит 15 часов. В сутки получается 1200 таблеток с ядерным топливом. Это, кстати, уран-235, который обогащен на 3,3%.

Никакой ручной работы, только контроль

В отличие от флагманов белорусской промышленности, в цеху ничего не производится на склад, все таблетки сразу отправляются на другой участок, где они помещаются в тепловыделяющие элементы (твэлы).

Стенд сборки пучка твэл

Все процессы на НЗХК полностью автоматизированы, а само предприятие находится в состоянии перманентной модернизации. Например, если раньше линия, где в твэл загружались ядерные таблетки, была в длину 300 метров, то теперь она в десять раз короче, а на самом заводе уже вовсю идет планирование, как использовать освободившуюся территорию. Вообще, если раньше площадь завода составляла 120 гектаров, то совсем скоро, к 2020 году, все мощности будут занимать всего 30 гектаров.

Производство твэлов на первый взгляд очень простое — в циркониевые трубки специальный автомат заталкивает по очереди ядерные таблетки. Только дьявол кроется в деталях. В одну циркониевую трубку необходимо поместить 350 таблеток топлива, затем трубка запаивается, но впереди еще 11 контрольных замеров. Твэл проверяется на все ключевые параметры: качество сварки швов, уровень обогащения топлива, герметичность и другие важные параметры.

Получаются твэл - тепловыделяющие элементы четырех метров в длину

Впереди твэл ожидает заключительный этап производства, когда все трубки будут собраны в шестиугольник ТВС. Инженерам нужно 312 трубок с топливом, чтобы собрать одну тепловыделяющую створку, а в реактор первой Белорусской атомной станции будет загружено 163 ТВС.

Изготовление каркаса для твэл

Перед тем как отправиться по железной дороге в Островец, все ТВС загружаются в специальные транспортные упаковочные контейнеры, на которых размещены индикаторы контроля удара.

Как и все гениальное, этот датчик устроен очень просто и состоит из двух перекрещенных пружинок, на которых размещены шарики. В том случае если контейнер подвергнется воздействию, шарики просто упадут вниз. И тогда специалисты будут знать, что ТВС из такого контейнера потребуют дополнительной проверки, впрочем, когда топливо будет доставлено в Беларусь, оно все равно пройдет все необходимые входные проверки.

Двухтрубные контейнеры для транспортировки ТВС

На НЗХК пообещали закончить юбилейную партию топлива для БелАЭС в конце сентября и таким образом отпраздновать 70-летие завода. Само топливо отправится в путь по железной дороге, но маршрут и даты держатся в тайне по соображениям безопасности. Точно известно только одно — в следующем году топливо начнут загружать в реактор станции.