Фото

Поиграем в декаданс? Состоялся предпоказ "Саломеи" Штрауса и Уайльда

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Мимо одного из самых известных сюжетов в мире о Саломее и Иоанне Крестителе, на основе которого создавали свои шедевры Боттичелли и Дюрер, Рембрандт и Караваджо, не мог пройти эстет и декадант Оскар Уайльд, а также яркий представитель немецкого экспрессионизма Рихард Штраус. Так в начале ХХ века появился этот "ужасающий шедевр", открывший новую эпоху в музыке.

Многое в либретто Большого театра Беларуси смягчено: нет уайльдовской провокативности и изощренности чувств, нет отрубленной головы на серебряном блюде, да и последний танец Саломеи не так откровенен, как, например, в кинематографе конца прошлого века.

Однако зритель с нетерпением ждал появления этого мирового шедевра на белорусской сцене. Ведь экспрессионистская опера Рихарда Штрауса — одна из самых часто исполняемых оперных произведений в мире. 23 года она с неизменным успехом идет на сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга, а в этом сезоне должна была покорить и минскую оперу. Тем более что в репертуаре театра оперы и балета не так много произведений ХХ века, этот пробел и постарался восполнить режиссер-постановщик спектакля Михаил Панджавидзе. Впрочем, это не первый опыт "возвращения в ХХ век" — в июне этого года с большим успехом прошла премьера легендарного дягилевского "Петрушки".

В театре надеются, что премьера состоится в октябре, несмотря на открытое письмо верующих, в котором "Саломею" называют вызовом и кощунством, а также оскорблением чувств верующих. 11 сентября церковь отмечает Усекновение главы Иоанна Предтечи.

1 / 16
Сюжет о Саломее и Иоанне Крестителе - один из самых известных в мире. Он вдохновлял художников, поэтов, музыкантов на создание шедевров искусства.
2 / 16
Опера "Саломея" Рихарда Штрауса в Большом театре оперы и балета должна была открыть новый театральный сезон.
3 / 16
Мимо сюжета о Саломее не мог пройти эстет и декадант Оскар Уайльд, а также яркий представитель немецкого экспрессионизма Рихард Штраус.
4 / 16
В начале ХХ века появился этот "ужасающий шедевр", открывший новую эпоху в музыке. Его премьера прошла с оглушительным успехом в 1905 году, хотя "отвратительной" пьесе предрекали провал.
5 / 16
По либретто минской постановки сквозь песчаную бурю на пророка Иоканаана, стоящего в кровавой реке, надвигается корабль. Иордан пересыхает, и корабль завязает в песках.
6 / 16
На его палубе танцуют нарядно одетые люди - свита царя Ирода.
7 / 16
Иоканаан грозными словами бичует преступного царя Ирода и царицу Иродиаду, погрязших в грехе. Его бросают за решетку.
8 / 16
Саломея зачарованно слушает пламенную речь, она потрясена внутренней силой Пророка и его красотой.
9 / 16
Не знающая иных проявлений любви, принцесса трижды просит разрешения прикоснуться к Иоканаану и поцеловать его.
10 / 16
Охрана останавливает Саломею.
11 / 16
Пророк с отвращением отвергает желание Саломеи, проклиная ее, и возвращается в свою темницу.
12 / 16
Непобедимое вожделение влечет царя к падчерице, но Саломея решительно отталкивает его. Из-под земли снова и снова слышатся слова Пророка. Окружение Ирода требует его выдачи для свершения расправы, Иродиада также жаждет заставить замолчать голос, посылающий ей проклятия, однако царь щадит пророка - он суеверен, и слова Иоканаана внушают ему страх.
13 / 16
Ирод просит Саломею станцевать, обещая исполнить любое ее желание.
14 / 16
Медленно, устрашающе, потом все более быстро и возбужденно, все более опьяняюще развертывается танец Саломеи, танец семи покрывал. Ирод в восторге от увиденного, спешит подтвердить клятву. Саломея высказывает свое желание: в награду царь должен подарить ей голову Иоканаана на серебряном блюде.
15 / 16
Ирод молит падчерицу изменить свое решение, суля взамен любые сокровища, но Саломея непреклонна. Удовлетворенная Иродиада снимает с пальца Ирода кольцо с печатью, которой скрепляются смертные приговоры.
16 / 16
Палач спускается к Пророку. Присутствующие объяты суеверным ужасом. Звучит последнее обращение Саломеи к Иоканаану. Корабль гибнет вместе со всеми своими обитателями.