В должность главы белорусского правительства Андрей Кобяков заступил с президентским указом 27 декабря 2014 года. Для Беларуси это был восьмой по счету Совет министров за годы независимости. Спустя почти четыре года и один визит Александра Лукашенко в Оршу обозреватель Sputnik Станислав Андросик собрал в одном материале интересные факты, которыми может запомниться работа Андрея Кобякова и его подопечных.
Сразу стоит отметить, что кабинет министров, возглавляемый Кобяковым, заступил на рубеж ответственной работы в очевидно непростое для страны время. В Беларуси росла инфляция, рубль так упал, что, казалось, не оправится, а в экономике наблюдалась рецессия, казалось, что страна медленно, но верно возвращается в 90-е годы.
Отрезаем нули, получаем монеты
После того как правительству удалось остановить хаос на валютно-финансовом рынке, что было достигнуто за счет жесткой монетарной политики, рубль немного пришел в себя, и можно было задуматься о дальнейших реформах.
В Беларуси было решено провести третью по счету деноминацию. Началась она 1 июля 2016 года и была, пожалуй, самой технически сложной. Решение о ее проведении было принято еще в 2015 году, и страна готовилась к первым в суверенной истории монетам. Нацбанк совместно с министерством финансов при поддержке правительства разработали комплекс мер для претворения реформы в жизнь.
Номинал купюр уменьшился сразу на четыре нуля, а банкноты, как оказалось, были отпечатаны еще в 2009 году. Правда, тогда из-за невероятно сильной девальвации власти не решились на реформу, а после девальвации 2014 года уже не было иного выбора, кроме как кардинально реформировать политику в денежно-кредитной сфере.
Вместе с реформой белорусы получили не только похожие на евро купюры, но и удобство в расчетах. Привычные переводить все в доллары белорусы теперь могут просто поделить 100 рублей пополам и получить 50 долларов приблизительно. К тому же, только в 2016 году, по официальным данным, инфляция составила 11,8% при прогнозе в 12%, то есть, несмотря на опасения, из-за девальвации цены выросли не так критично, как опасались многие.
Понижаем ставки и инфляцию
Именно кабинет Кобякова добился рекордно низких значений инфляции в Беларуси. В прошлом году она продемонстрировала всего 4,6%, а на этот год заложен прогноз в 5% роста инфляции.
Это сказалось и на ставке рефинансирования, которая летом этого года составила 10%, а в Нацбанке заявили, что она может и вовсе снизиться до 9,5% к концу года. Министерство экономики при этом и министерство антимонопольного регулирования и торговли бдительно следили за показаниями и индексами цен.
Благодаря успехам правительства в монетарной политике в Беларуси стабилизировался курс национальной валюты, который теперь не спускается по указанию сверху, как во времена Героя Беларуси Петра Прокоповича, а формируется в результате торгов на бирже и привязан к валютной корзине из евро, доллара и российского рубля.
Правда, доходы белорусов, ровно как и ВВП всей республики, растут скромными темпами. Зарплата никак не достигнет заговоренных 500 долларов в эквиваленте, а внутренний валовой продукт колышется у отметки в 60 миллиардов долларов и никак не вернется к показателю в 80 миллиардов долларов, не говоря уже о поставленной задаче в 100 миллиардов долларов.
"Письма счастья" и "тунеядцы"
В 2015 году президент подписал скандально известный декрет №3, который получил название "декрет о тунеядцах". Тогда Лукашенко говорил, что по всей стране не платят налоги и нигде не работают порядка 400-500 тысяч белорусов.
Решено было, что граждане, которые не смогут подтвердить источники доходов, будут платить в казну специальный сбор. Министерство по налогам и сборам рассылало по стране "письма счастья". В итоге этот сбор уплатило порядка 12 тысяч белорусов, а сумма набежала в общем счете порядка 12 миллионов рублей.
В итоге в условиях напряженной ситуации с трудоустройством это вылилось в серьезное недовольство белорусов действиями властей и мерами, которые предпринимало Министерство труда и социальной защиты. По стране стали прокатываться марши недовольных белорусов.
В итоге в Минске в марте 2017 года состоялась крупная протестная акция, которая закончилась брутальным разгоном и задержаниями. Тем не менее, власть услышала белорусов. Правительство подготовило корректировки в "декрет о тунеядцах". Населению стали возвращать уплаченный сбор, а сам скандальный законопроект переформатировали.
Теперь чиновники будут заниматься содействием гражданам в поиске работы, но те, кто и в таких условиях отказывается работать и платить налоги, будут признаваться специальными комиссиями "тунеядцами", им предстоит заплатить за коммунальные услуги уже в конце этого года по полной.
Коррупция в эшелонах власти
В далеком 1994 году Лукашенко пришел к власти в ореоле борца с коррупцией. С тех пор это его политическое поле, на котором он ведет бесконечную борьбу с переменным успехом, но неизменно громко и заметно.
В этом году коррупционные скандалы сотрясают все новые и новые ведомства, даже министерства. Только министерства лесного хозяйства, спорта и энергетики лишились своих руководителей. И если министр лесного хозяйства, министр спорта покинули пост из-за того, что не смогли противостоять коррупционным проявлениям, то министр Потупчик покинул пост в качестве подозреваемого.
Эффект разорвавшейся бомбы произвело дело о коррупции в Минздраве. Комитет госбезопасности вскрыл впечатляющие по своей наглости факты злоупотреблений при проведении процедур государственных закупок медицинского оборудования и препаратов. Кадры с коробками денег, которые изымались у былых функционеров министерства, вряд ли оставили равнодушными врачей районных больниц и сотрудников сельских ФАПов.
Несмотря на успехи и очевидные провалы, точкой невозврата в отношениях президента и его правительства стал визит в районный центр в Витебской области 13 августа 2018 года.
Битва под Оршей
Так уж случилось, что именно Оршу в своем послании белорусам и парламенту в 2017 году Лукашенко поручил привести в порядок и развивать город, чтобы он стал образцовым примером.
Глава государства заявлял неоднократно, что именно выполнение этого поручения станет лакмусовой бумажкой в работе белорусского правительства.
Как мы видим из его заявлений, сделанных 14 августа в ходе совещания по результатам работы над комплексным планом по развитию Орши и района в целом, глава государства не шутил. Разнос, который он устроил чиновникам и местной вертикали власти, вряд ли имеет аналоги за все годы независимой синеокой.
Судьба всего белорусского правительства, а не только Вовка, возглавляющего злополучный Минпром, повисла на волоске. Лукашенко потребовал в течение нескольких дней положить ему на стол предложения по кандидатурам на министерские должности, не обошло это стороной и верхушку правительства, которое "пофигически", выражаясь языком президента, отнеслось к его поручениям.