Обрушение моста в Генуе вызвало споры о том, в каком состоянии сейчас в Италии мосты, которым уже очень много лет, и о необходимости регулярно проводить проверки и осуществлять ремонт.
Об этом Sputnik Italia поговорил с тремя экспертами: Андреа Дель Гроссо (Andrea Del Grosso), профессором кафедры инженерных конструкций Политехнической школы Генуэзского университета, Пьером Джорджо Малербой (Pier Giorgio Malerba), преподавателем теории конструирования и проектирования мостов в Миланском политехническом университете, вице-президентом Международной ассоциации по ремонту, безопасности и управлению мостов (IABMAS (Int.Ass.for Bridge Maintenance, Safety and Management)) и Марко Петранджели (Marco Petrangeli), профессором кафедры инженерных конструкций Университета Gabriele D'Annunzio Di Chieti в городе Пескаре (Pescara):
— Андреа Дель Гроссо, мост Моранди еще до трагедии был в критическом состоянии?
— Проблема устаревающих объектов инфраструктуры — это общая проблема для всей Европы, десятилетиями мы изучаем различные методики, которые позволили бы контролировать состояние таких объектов. В плане некоторых продвинутых научных методов Италия немного отстает, однако процент мостов в неудовлетворительном состоянии довольно высок во всех странах, где еще с древности существуют города. Даже такие страны, как Китай или Россия, которые обновляют и создают инновационные объекты инфраструктуры, очень обеспокоены тем, насколько долго подобные объекты смогут существовать и сколько будет стоить поддержание их в хорошем состоянии.
Что касается моста Моранди, необходимо понять, что стало причиной обрушения. В свое время это был довольно инновационный проект великого итальянского инженера Риккардо Моранди. Однако в 60-е годы технологии и возможности были ограничены, что не позволяло просчитать все. В то время еще не было современных методов расчета, все делалось вручную. Материалы того времени легко подвергались воздействию атмосферных условий, а по дорогам ездили менее нагруженные автомобили и грузовики, чем сегодня. Конечно, этот мост было, за что покритиковать, но это не значит, что он непременно должен обрушиться. Очевидно, что имело место какое-то внешнее воздействие или же ухудшение состояния материала изнутри, которое не было видно снаружи, ведь мост всегда был под наблюдением. Например, коррозию тросов предварительного напряжения не всегда можно заметить.
— Мосты, которые находятся в критическом состоянии, нужно реконструировать или сносить?
— Тут нужно исходить из степени изношенности моста. Если за все время эксплуатации затраты на ремонт моста превысили его изначальную стоимость, мост лучше заменить. Кроме того, могут также присутствовать функциональные проблемы, когда инфраструктура не отвечает требованиям эксплуатации. В случае с мостом Моранди присутствовали обе проблемы. Его замену из-за функциональных проблем начали обсуждать в 80-х годах. А за последние десятилетия к ним добавилась и физическая изношенность. Один из проектов реконструкции предусматривал снос старого двухполосного и строительство нового трехполосного моста, который бы обладал большей пропускной способностью. Но из за проблем, связанных с защитой окружающей среды, этот проект реализовать не удалось.
— Профессор Малерба, какие характеристики и слабые места присущи мостам? Какова средняя продолжительность их службы?
— Это зависит от времени строительства моста. Если мы говорим о современных мостах в промышленно развитых странах, теоретически они рассчитаны на 100 лет безопасной эксплуатации при надлежащем техническом обслуживании. В реальности же в Европе и США мосты в среднем служат вдвое меньше, около 50 лет. Лет 40-50 назад мы были уверены в надежности материалов, из которых строятся мосты. Но впоследствии стало ясно, что железобетон разрушается под воздействием веществ, находящихся в атмосфере.
Сам бетон — пористый материал, и когда в его поры проникает углекислый газ, стальная арматура начинает ржаветь. А чередование теплой и холодной погоды и таяние снега и льда приводят к коррозии металлических частей моста.
— Есть ли в Италии другие мосты в таком же плачевном состоянии, как и мост Моранди? Ведется ли их учет?
— Ситуация в Италии не совсем простая. По некоторым мостам проходят железные дороги, и за их состоянием очень внимательно следят. То же касается и мостов, по которым проходят участки шоссе. И есть мосты, которые находятся в ведении городов или провинций. И у их властей обычно нет денег, сотрудников и времени, чтобы заниматься мостами. Чтобы следить за состоянием мостов и чинить их, нужны деньги. Должен быть заранее составленный план проверок и починки мостов. И должен вестись учет проделанных работ. У некоторых администраций такие списки есть, у других — не знаю.
— Какой вывод можно сделать из трагедии в Генуе?
— Пятьдесят лет — это половина века, очень большой отрезок времени. Мост Моранди был одним из первых в мире вантовых мостов. Первый построили в Швеции в 1952-55 годах. В то время они были настоящим новшеством. Они были хороши с точки зрения эстетики, но сама структура была не очень безопасна: мост держится при помощи пар стальных тросов, и если даже один из них лопнет, часть моста упадет, и это может обрушить всю конструкцию. Другая проблема — технология предварительного напряжения тросов.
Ее использовали только в мостах такого типа с целью защитить стальные части внутри бетонных конструкций и уменьшить их усталостное напряжение. Но опыт и новые исследования показывают, что происходит совсем наоборот. Соединения между частями моста работают как шарниры, и именно из-за этого, проезжая по мосту, мы можем чувствовать своего рода покачивания вверх-вниз. Это также делает всю структуру менее связанной, и из-за этого появляется риск эффекта домино. У таких мостов обычно недостаточно крепкая конструкция.
— Профессор Петранджели, насколько мосты в Италии устойчивы к землетрясениям?
— Большая часть итальянских мостов была построена в 70-е, 80-е и 90-е годы. Тогда проблеме землетрясений уже начали уделять внимание. У мостов в целом, и в особенности у мостов в Италии, нет больших проблем с землетрясениями. После последних землетрясений в Италии никаких значительных проблем с мостами замечено не было. Но такая проблема есть у итальянских кирпичных домов. Ночью при землетрясении люди просто не успевают проснуться и умирают под завалами.
— В таком случае, какая же самая большая проблема с безопасностью мостов?
— Нужно что-то делать, потому что большая часть мостов уже достигли критического возраста в 50-60 лет. Но во время ремонта мост может просто упасть, так уже происходило несколько раз. Старые мосты опасны, это основная проблема.