Нужны ли внутренние экзамены при поступлении в вузы? Заметки консерватора

Колумнист Sputnik Игорь Козлов в свете последних предложений Министерства образования размышляет, смогут ли внутренние экзамены в вузы улучшить таргетирование образования.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Предложение о возможности введения в будущем году внутренних экзаменов в некоторых вузах вызвало сложные чувства и ассоциации. Это попытка вернуться к хорошо забытому старому, пусть даже и в усеченной форме.

Минобразования подумывает о возврате внутренних экзаменов при поступлении

Что такое внутренний экзамен? Экзамен, который предполагается сдавать в каждом конкретном университете местным преподавателям и который будет иметь ту же силу и значимость, что и сертификаты, получаемые при централизованном тестировании.

Квоты и разнарядки

Подобная система проверки знаний при поступлении существовала в СССР десятилетиями и чуть более десяти лет была в нашей стране в постсоветский период. В СССР при поступлении в вузы было принято сдавать четыре экзамена — два устных и два письменных, из которых один письменный экзамен — сочинение по русскому языку — был обязательным для всех вузов.

Несовершенство и коррумпированность советской системы очевидны для всех. С техническими специальностями было все более или менее ясно: связи связями, но в техническом вузе для того, чтобы учиться, нужно было иметь мозги и знания. Накал страстей при поступлении в вузы зашкаливал на гуманитарных, медицинских и экономических специальностях.

Абитуриенты сдали ЦТ-2018 лучше, чем в прошлом году

Все знали, к примеру, что поступить в Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) сразу после школы невозможно. Про тех, кто лелеял надежду туда попасть, говорили: подал документы "мимо". В этот институт после школы реально могли поступить только дети партийно-советской элиты. Впрочем, возможность поступления в МГИМО представителей других социальных слоев также была — существовала практика целевых направлений партийных органов для представителей рабочего класса и крестьянства. Подобным образом поступали и в другие престижные гуманитарные вузы, готовящие будущую управленческую элиту страны, например в Московский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Во всех советских вузах при поступлении существовала и еще одна инстанция — мандатная комиссия. Для рядовых вузов ее работа сводилась к простой формальности, а при поступлении в элитные учебные заведения любого профиля, после окончания которых предполагалась работа за границей или на закрытых предприятиях ВПК, мандатная комиссия была испытанием — документы могли не принять без объяснения причин.

Эти вопросы решались в кабинетах, где сидели серьезные дяди, прозванные в народе "молчи-молчи". Для поступления в высшие военные училища и академии нужно было получить еще и направление из военкомата. В элитные военные учебные заведения существовали квоты, и многим родителям приходилось немало похлопотать, чтобы получить квоту для своего сына.

"Это было несложно": как сдать ЦТ на 100 баллов

Сочинение как самый эффективный фильтр

Вопросы социальной справедливости при поступления в вузы были самой горячей темой общественных обсуждений в позднесоветский период. Точка кипения в этом вопросе была абсолютной. Люди могли терпеть гиперинфляцию, рост цен, другие неудобства первых лет постсоветской жизни, но только не несправедливость в вопросах поступления в вузы своих детей. Сегодня мало кто помнит, но 1995 году через год после своего избрания президентом Беларуси Александр Лукашенко по телевизору лично зачитывал темы сочинений при поступлении в вузы. Интернета в то время не было, некоторые журналисты в газетах поерничали по этому поводу, но общее настроение было единым: "Наш президент знает жизнь".

Сочинение по русскому языку было универсальным экзаменом для всех абитуриентов. Оно сдавалось во всех вузах в один день, темы объявлялась в 9 часов утра по телевидению, их было три: первые две по творчеству тех или иных писателей и третья — свободная. Единая оценка формировалась из двух частей — грамотности и литературной части. Более субъективного экзамена не существовало. Даже самые запредельные конкурсы от 15 до 30 человек на одно место после написания сочинений скатывались (впереди было три экзамена и всегда оставлялся запас на отсев) до 2-3 человек на место.

Была и возможность апелляции после выставления оценки. Но я не знаю ни одного случая, когда бы оценка была повышена в сторону абитуриента. Устные экзамены, как правило, шли последними, они позволяли "спасти блатняк" и окончательно сбалансировать конкурс.

Выпускные и вступительные экзамены изменятся уже в следующем году

"Мертвые души" "нулевых"

Что сегодня предлагается? Сдается тест по иностранному языку, есть результат и есть фактическая оценка. Означает ли высокий результат теста, что абитуриент столь же успешен и в разговорной речи? Нет, конечно. Нужно ли это проверять и ставить отдельную оценку? Безусловно. Только не на вступительных экзаменах, а в процессе обучения. Молодой человек пришел и хочет учиться. Вот и учите.

Я сильно сомневаюсь, что у нас в стране найдется нужное количество преподавателей, которое сможет объективно оценить устный экзамен по иностранному языку. Ни для кого не секрет, что очень часто дети в силу разных причин — физиологических, молодость есть молодость, житейских и прочих — лучше преподавателей знают иностранный язык на разговорном уровне.

Если сделать исключение для иностранного языка, кто даст гарантию, что через год не будут пролоббированы сочинения по русскому или белорусскому языкам, письменные или устные экзамены по математике или другим предметам.

Возврат сочинений можно обосновать тем, что нужно посмотреть и увидеть, как наши дети умеют излагать свои мысли и творчески думать.

Президент отменил экзамены в гимназии

Письменный экзамен по математике позволит найти ребят, оригинально мыслящих, а если кто-то от волнения в процессе решения сложной и длинной задачи допустил описку, которая привела к неверному результату или на черновике решил все правильно, а в чистовой вариант в результате сомнений внес другое решение, то изменить и поднять оценку.

Все эти рассуждения не просто имеют право на жизнь — они бесспорны. Но бесспорны они только в процессе обучения, а не во время вступительной кампании. Социальные издержки и конфликты могут перевесить самые благие пожелания. Любое изменение в системе вступительных экзаменов в вузы создает на рынке новый сегмент репетиторских услуг.

В начале "нулевых" годов в Москве я зашел к своему приятелю в гости. Он — российский дипломат среднего уровня в ранге посла был в одной из постсоветских республик. Его жена в то время была заместителем декана в одном из самых престижных гуманитарных вузов России. По образованию филолог, после работы занималась репетиторством. Занятие по русскому языку за один академический час в то время стоило сто долларов. Она готовила ребят к написанию сочинений. На одну из тем сочинений я обратил внимание. Звучала она так: "Есть ли в поэме Гоголя "Мертвые души" живые души?" Я спросил, как понимать такую тему. И получил ответ, что как бы я или кто-то ни написал сочинение, без единой ошибки и помарки, "к нам" ты не поступишь, если пару лет не походишь на платные занятия. Ответ на вопрос, сколько стоит такой "пакет" репетиторства, обескуражил: стоимость трехкомнатной квартиры в Минске. А чтобы я сильно не сомневался, она привела пример, как девочка, родившаяся в Англии в семье внешнеторговых представителей (для нее английский язык был практически родным), не сдала экзамен, поскольку отказалась от репетиторов.

…Мы должны понять, что абсолютных систем проверки знаний не бывает. Как не бывает вечного двигателя и вечной жизни. С 2004 года в стране в системе образования действует система централизованного тестирования. За это время не было ни одного коррупционного скандала, хотя с первых дней ее появления она постоянно подвергается критике и мягкому лоббированию хотя бы в усеченном виде вернуть старую систему проверки знаний. Здесь есть над чем задуматься.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции