По мнению семейного психолога Павла Зыгмантовича, обмен половыми партнерами существовал уже давно — такая практика прослеживается, как минимум, в позапрошлом веке. Sputnik расспросил эксперта о том, зачем одни белорусы ходят на свинг-вечеринки, а другие — осуждают их за это.
"В народной культуре есть кум и кума — крестные родители из разных браков, которые являются друг для друга почти законными половыми партнерами. Свингерство (обмен половыми партнерами — Sputnik) — не новое явление, просто раньше у него не было названия, специального места и групп в соцетях", — рассказал психолог.
В целом, уверен эксперт, навязчивая целомудренность никогда не была присуща белорусам: на это указывают даже старинные традиции.
"Раньше в Беларуси существовало огромное количество ритуалов, которыми девушек наказывали за потерю девственности до брака. Но в то же время была практика "падначоўкі" — когда парень поздним вечером приходил к девушке в хату: непосредственно сексом они, может, и не занимались, но время проводили явно не за разговорами, причем мать очень расстраивалась, если никто не ходил к ее дочери по ночам", — вспомнил Зыгмантович.
Почему белорусы идут на свинг-вечеринки?
"Люди обращаются к свингу за новизной, именно она делает секс привлекательным. В долгом браке сексуальная жизнь, если не прикладывать дополнительных усилий, начинает беднеть — это закономерный процесс. А свинг — обмен половыми партнерами между парами — легальный способ измены", — поделился эксперт.
По его мнению, на свинг-вечеринки приходят люди, которые ценят брак и не хотят, чтобы он распадался: такой вариант позволяет получить новизну, сохранив отношения.
"Конечно, речь о парах, в которых решение о таком разнообразии принимается обоюдно. В этом случае свингерство не угрожает браку (детям, имуществу), поскольку участники не намерены как-либо менять собственные семейные отношения", — пояснил он.
Зыгмантович подчеркивает: "срабатывает" обмен партнерами далеко не всегда. В частности, статистически 70% пар, попробовавших секс втроем, вскоре распадаются.
Как белорусы спасают отношения
"Переживая кризис в браке, для белорусской пары куда типичнее не идти на свинг-вечеринку, а "решать" проблему традиционно: ходить налево или просто ждать, что все нормализуется само по себе", — считает психолог.
Но это вопрос не прогрессивности, уверен он, скорее, авантюризма и риска: свингерство — довольно редкий вид развлечения, на него нужно решиться. "Большинство белорусов проводят досуг с шашлыками на даче, это традиционно и знакомо. А некоторые с парашютом прыгают, но таких меньше — это рискованно и страшно", — пояснил эксперт.
Тем не менее, утверждение о том, что белорусы сексуально скованы, по мнению Зыгмантовича, безосновательно.
"Белорусы смотрят порно, презервативы и гели-смазки продаются в каждом магазине, успешно работают интим-маркеты. Будь народ так уж сексуально зажат, все это не было бы так распространено. Можно говорить о некой сексуальной непросвещенности, но в целом белорусы — обычные люди с разнообразными сексуальными интересами и практиками", — считает он.
Ханжество? Почему белорусы осуждают друг друга
Нормативное поведение всегда отличается от реального, убежден Зыгмантович.
"Обращать внимание на вербальное поощрение или непоощрение чего-либо не нужно: люди могут говорить одно, а делать (или хотя бы хотеть) — совсем другое. Мы категорически не можем знать, что происходит у нас в стране в сексуальном плане. Все как один говорят, что воровать — плохо, но у большинства на столе лежит пачка бумаги из офиса", — улыбнулся психолог.
Нелюбовь соотечественников к представителям сексуальных меньшинств эксперт объясняет стереотипизацией.
"Существует вполне устойчивый стереотип представителя секс-меньшинства, засевший в головах людей. Этот образ людям неприятен: это мужчина, но не совсем такой, как принято представлять. Существует такое понятие, как "долина ужаса": больше всего нас пугает то, что вроде такое же, как мы, но не совсем. В результате этот страх переходит в неприязнь", — рассказал он.
Чаще всего ее испытывают люди, которые никогда не общались с представителями этой ориентации — чем меньше мы знаем, тем более подвержены стереотипам. Большинство меняют мнение уже после первой встречи.
"Но проблему стоило бы обозначать в том случае, если бы белорусы, например, массово избивали друг друга за неправильное сексуальное поведение. А сейчас все в порядке", — считает Павел Зыгмантович.
О секс-вечеринке в Боровлянском коттедже: накрыли — и правильно
По мнению Павла Зыгмантовича, секс-вечеринка, сорванная в пригороде Минска, отражает необходимость вмешательства милиции в случаях, когда женщины оказываются втянуты в занятие проституцией, но не более.
"Произошедшее обсуждается, как кровавый Мордор, который наступил на сексуальные свободы белорусов. Но просто вдумайтесь: что может заставить 20-летнюю девушку (а именно такие там и находились), знающую, про что вечеринка, поехать на нее? Разве для нее поиск сексуального партнера — проблема? На таком мероприятии могут отдыхать женщины 30+, которые не хотят обременять себя серьезными отношениями, но юные девушки ехали туда за деньгами", — считает психолог.
Он убежден: милиция должна реагировать на попытки вовлечения в проституцию — "накрыли — и правильно сделали". А вот вероятность аналогичной реакции властей на свинг-вечеринку Зыгмантович считает почти нулевой.
"В ней бы не было состава преступления. Причиной стал не неправильный секс: полагаю, под "извращенным взглядом на традиционные отношения между мужчиной и женщиной" подразумевался денежный вклад в нее. Любовь все-таки за деньги не покупается", — предположил эксперт.
В СССР секс был!
"Принято считать, что не было, но был, и достаточно: чего стоит одна только сексуальная революция в 1920-х. А "Тихий Дон" Шолохова получил Нобелевскую премию с официального разрешения советских властей в то время, как в нем о сексе через слово написано; и это снимали и показывали", — уверен психолог.
Существовавшее ограничение на показ обнаженного женского тела было связано, по мнению эксперта, вовсе не с цензурой.
"Это не табуирование темы секса (в "А зори здесь тихие" без стеснения показывали девушек в бане). Важен эротический подтекст: недоговоренность порой смотрится гораздо сексуальнее простой обнаженки. Пожалуй, это был уровень врожденной интеллигентности творцов. Советский союз никогда не был ретроградной страной", — считает Зыгмантович.
Будущее секса в Беларуси пока туманно, однако динамика положительная: сексуальная грамотность белорусов растет, отметил семейный психолог.
"Проблемы с сексом в Беларуси могут быть связаны только с виртуализацией — если появятся более простые для занятия любовью способы, чем поиск подходящего человека. Движение в эту сторону уже есть, но не слишком быстрое", — рассказал Павел Зыгмантович.