"Задавайте вопросы, удобные и неудобные", — без всяких вступительных речей обратился к аудитории главврач Воложинской центральной районной больницы Павел Гончар. Он сам шесть лет назад приехал сюда молодым специалистом, пару лет отработал педиатром, затем заведовал поликлиникой, последний год — больницей.
"Может, кто-то хочет подвести промежуточный итог в том ключе, что "я надеялся на одно, а у вас тут…", — приглашает главный. Аудитория, несколько десятков молодых врачей и сестричек, смеется. Их собрали по истечении года работы по распределению, чтобы узнать впечатления и пожелания.
Молодая терапевт принимает приглашение. Рассказывает, что работает на сельском приеме, пациенты хорошие.
"Уже освоилась, в принципе, комфортно, нравится. Меня любят, я люблю своих людей. Коллектив хороший. В плане негативных сторон, не сказала бы, что здесь плохо", — говорит Виктория Гривицкая, которая работает врачом-терапевтом участковый районной поликлиники. Но она как раз надолго в Воложине оставаться не планирует.
Двое из тринадцати
В минувшем году в Воложинскую ЦРБ приехали 13 молодых докторов. Из них четверо уже ушли в декрет. На вопрос главного — какие планы у остальных — двое признаются, что уедут.
"Хотела бы еще на год после распределения остаться, а потом — к мужу", — признается отважная терапевт, которая рассказывала о "комфортной работе" и "хороших пациентах". Уехать планирует и молодой хирург — хочет поступать в ординатуру.
Остальные, судя по всему, настроены посмотреть, что будет дальше.
"С тех пор, как я сюда пришел в интернатуру, закрепляемость молодых специалистов с каждым годом увеличивается. То ли районная администрация и в принципе область повернулись к здравоохранению и молодежи, то ли здесь в больнице так построена работа, но это факт. У нас сейчас закрепляемость почти в 3,5 раза выше, чем в 2012 году — 85,7% против 25% шесть лет назад", - объяснил Павел Гончар уже после собрания Sputnik.
Единственной серьезной проблемой, которая по-прежнему мешает убедить молодого доктора остаться в Воложине, является жилье.
Чтобы не было обидно
Гончар, хоть и главврач, и семейный, по-прежнему живет в общежитии. И шансы получить арендную квартиру в доме, который осенью сдают в Воложине, невелики даже у него. Квартиры в нем предназначены в первую очередь для военных и милиционеров. То, что остается, распределяют среди нуждающихся в порядке очереди. Поэтому на вопрос юной коллеги, а что там со строительством, честно признается, пока ничего.
"Списки собирают, но чтобы вы особо не расстраивались, даже я туда не попадаю", — смеется Павел. А потом рассказывает коллегам, что есть альтернативный вариант: взять землю, ее предоставляют бесплатно, оформить кредит и строить дом. Он уже все узнал, собрал документы и готов любого проконсультировать.
После собрания Sputnik спросил у главврача, уверен ли он, что на зарплату молодого медика можно ввязываться в строительство дома. Говорит, уверен.
"Я рассчитывал кредитование: если брать на 20 лет при условии максимального процента, то у нас с женой получается что-то порядка 133 рублей в месяц. То есть можно и на зарплату врача. Но не забывайте про бесплатный участок — это минус 4-10 тысяч. В Раковской зоне они продаются, а здесь практически в черте города, рядом с "Еврооптом", — объясняет главврач Воложинской ЦРБ.
Он очень надеется, что если темпы строительства в райцентре не снизят, то и до его докторов дойдет очередь. А вообще, признается, серьезная проблема с жильем стала возникать в последние годы — с ростом той самой закрепляемости молодых специалистов. Доктора отработали свои два года, и остались. Приехали новые. Вот мест в общежитиях и стало не хватать.
"С жильем вопрос возник с прошлого года. До этого хватало всем. Если бы в районе активнее строилось жилье, брали бы активнее участки и уходили бы из общежития, вопрос бы решался. Кстати, жилищный вопрос остро стоит только по врачам. С медицинскими сестрами как-то так вышло, что они "перераспределились" — кто-то в стадии подготовки к свадьбе, кто-то уже в браке. Поэтому многие из них переехали или переезжают к мужьям", — рассказывает главврач.
Лампочка и душ
Серьезных болезненных вопросов на собрании Гончар так и не дождался. Сам выпытывал у молодых коллег — а что у вас там с душем в общежитии.
"Даже я знаю о ваших проблемах, а вы молчите", — в шутку пристыдил аудиторию Гончар.
Оказалась, проблема действительно есть. И не одна. Еще и электрика в санузле одной из общаг барахлит.
"Лампочку мы уже раз семь меняли, она периодически загорается и гаснет. Год уже света нет", — все-таки решается высказать жалобу одна из девушек.
Электрику и душ пообещали отремонтировать. И перешли к профессиональным вопросам. Гончар настоятельно советует молодым коллегам не тянуть с получением врачебной категории. Большинство уже прошли необходимую учебу. Осталось собрать документы и пройти испытание.
Все бы хорошо, да времени возиться с бумагами нет, жалуется молодой хирург.
"Думал, зайду в понедельник, возьму статистику. Понедельник у меня настал в среду. Потому что в 8 утра заходишь в кабинет, в полпятого выходишь, и только тогда выдыхаешь. Есть же еще нюанс — как-то надо их завезти на подпись главному хирургу, а кто меня закроет? Пусть даже на полдня", — обращается претендент на вторую врачебную категорию к главврачу.
Все решаемо — и с заменой, и с машиной, обещает главврач.
План-огонь
Молодых специалистов мотивируют поторопиться со сдачей на врачебную категорию по двум причинам. Во-первых, это дает им возможность получить прибавку к зарплате и стать ближе к следующей — первой — категории. А во-вторых — это престиж больницы.
Отдельно главврач спросил у молодых об их намерении осваивать смежные специальности. Есть курсы, и больница готова поддержать докторов, желающих расти. Молодой педиатр тут же попросилась на курсы по детским инфекциям, гинеколог — на курсы, где научат работать на простаивающем сейчас кольпоскопе.
"Поймите, у меня план по ЦРБ — и если все выйдет, будет огонь — чтобы каждый специалист мог работать не только в своей узкой специальности, но и быть кем-то еще. Если врач-гинеколог сможет сделать гинекологическое УЗИ, это здорово. Если вы будете врачом-педиатром и сможете закрывать экспертные вопросы по детским инфекциям — это шикарно. Если будут два направления, я только "за", — признался молодым коллегам главный врач.
"А если я отучусь на рентгенолога, то сколько мне надо будет здесь еще проработать?" — робко интересуется Наталья Иошина, одна из молодых докторов, которая сейчас работает врачом лабораторной диагностики.
"До пенсии", — шутят коллеги. "Пока доза нагрузки не наберется", — подыгрывает главврач. А если серьезно, добавляет, то отработать пару лет придется. Курсы не бесплатные, и, естественно, больница хочет получить отдачу. Но с другой стороны, эта отработка дает молодому специалисту возможность набраться опыта.
"Опять же, после обучения, куда вас возьмут без опыта работы? Возможно, куда-то возьмут, но это значит, что там совсем беда, если берут всех и без опыта", — говорит главврач.
Есть ли жизнь в Воложине
Из развлечений в Воложине есть кинотеатр и недавно открытый ФОК с бассейном, еще пара кафе. Поэтому вопрос, "если не работа, то что", перед молодыми стоит довольно остро.
О развлечениях на встрече с молодыми медиками тоже говорили. Обсудили прошедший турслет. А потом спросили, чего не хватает? Поездок? Каких активностей?
"У меня просьба к молодежи: хотелось бы какой-то активности от вас. Собрались компанией 6-8 человек, поехали в боулинг, привезли фотографии в профком. Во-первых, да, завидуйте, а во-вторых, можно же найти возможность как-то частично оплатить эту вашу поездку. Компенсировать. А потом еще три человека в какой-то театр съездят. Нужны какие-то предложения от вас", — обратился к молодым специалистам главный врач.
Он не считает, что в Воложине скучно. Говорит, что больничный профком может организовать что угодно: от экскурсий и выездов на байдарках до боулинга и бильярда. Более того, он даже попросил молодежь на встрече помнить о том, что жизнь есть и помимо работы.
Наконец, о зарплатах. Хватает ли их? Об этом молодых тоже спрашивали. Жалоб не прозвучало. Но Гончар говорит, что в Воложинской ЦРБ стараются держать планку: за счет внебюджетных средств и совместительства.
Из тех, кто отработал двухгодичное распределение в этом году, из Воложина уехал только один доктор, да и то, говорят, по личным мотивам.