Итак, Франция — чемпион мира! Теперь можно поздравить наставника Дешама, который стал третьим наставником после бразильца Загалло и немца Беккенбауэра, выигравшим Кубок мира в ипостасях игрока и тренера. А поздравив, сказать сакраментальную фразу: "Всем спасибо, все свободны!" И запеть "Марсельезу", ибо "песней кончается все лучшее на свете".
Однако свобода свободе рознь, и порой песня застревает в горле, на чем настаивает колумнист Sputnik Руслан Васильев, полагающий, что финал мундиаля оказался испорчен ошибочными, несправедливыми решениями аргентинского арбитра Питаны в пользу сборной Франции.
По крайней мере, два первых гола в ворота "шашечных" получились очень спорными. А ведь именно они, случившись в первом тайме, и позволили "трехцветным" после перерыва полноценно проводить в жизнь прагматичную линию поведения, чью эффективность все же сумели определить индивидуальные таланты Мбаппе, Гризманна и Погба.
Поэтому, даже не болея за хорватов, невольно пришлось бороться с раздражением, чьи корни во внутреннем дискомфорте от ощущения некой несправедливости. Не то чтобы махровой, но весьма очевидной. Заставляющей настаивать на истинности следующего тезиса: аргентинец Питана является творцом победы подопечных Дешама не меньше, чем сам тренер и его футболисты. Судья на самом деле приложил руку, чтобы "и слышно было до рассвета, как ликовал француз".
Претензии к Питане
Прежде всего, надо констатировать, что аргентинец не имел оснований назначать штрафной удар, из которого родился первый в финале гол. Впрочем, как раз таки здесь у меня к Питане большого отторжения нет. Его просто обманул имитировавший нарушение правил Гризманн. Учитывая, насколько Антуан опытный симулянт и как он умеет по собственной инициативе цепляться за ноги соперников, в данном случае Брозовича, его жертвой может стать любой рефери.
Но остальные ошибки Питаны — это ситуации на "понимание и трактовки". Итак, первый гол. Быстро вскочив на ноги, Гризманн сам исполнил подачу с несправедливо назначенного штрафного удара, послав мяч в направлении Погба. А тот, во-первых, находился в офсайде, а во-вторых, включился в борьбу, со спины атаковав Манджукича, который срезал мяч в собственные ворота. Ни в каком "пассивном положении вне игры" Погба не был! Напротив, он извлек высшую пользу из своей нелегальной "стартовой позиции".
Ситуация со вторым голом французов еще более вопиющая, так как даже его коллеги на видеопросмотре отдали все на откуп самому Питане. Была подача с углового сектора на ближнюю штангу, причем первым на мяче оказался хавбек "трехцветных" Матюиди. Но он явил неловкость, промахнувшись по мячу. Зато тот попал в рефлекторно выброшенную в сторону руку хорвата Перишича, находившегося за его спиной. Это не была умышленная игра рукой. Это была импульсивная реакция человека на неожиданный промах Матюиди, находившегося на расстоянии меньше метра! Такие ситуации уже давно трактуются в пользу обороняющейся команды.
При этом надо же оценивать, что летел мяч не в рамку, а вдоль линии ворот. А кто находился в той зоне? Одни хорваты, которые бы разряжали ситуацию банальным выносом. Тем не менее, Питана после тщательного просмотра назначил 11-метровый удар, с которого французы вторично вышли вперед, получив возможность играть от обороны, ловя "шашечных" на контратаках.
Назначить подобный пенальти — кошмар, сродни тому, чтобы отобрать деньги у старушки на паперти с мотивацией "Не так уж ты больна, чтобы просить подаяние". Понять, почему арбитр использовал формальную логику, не соотнеся букву правил с их духом, почти невозможно. Особенно если в другой штрафной площади всем скопищем судей игнорировалась ситуация, когда Погба руками схватил Манджукича и повалил его на газон. Тут невольно начнешь задаваться вопросом: а не готовился ли до утра ликовать с французами сам Питана?
Все тем более досадно, что ожидавшийся тоскливым финал таковым не стал. Именно благодаря хорватам, которые с первых минут решили быть активными, чем намеревались поразить оппонентов. Получалось весьма неплохо. "Шашечные" были ближе к успеху при стартовых нулях на табло. Кроме того, они сравняли счет усилиями Перишича, использовав свой стандарт. Да и при счете 1:2 их настрой никуда не улетучился, и в начале второго тайма шанс восстановить статус-кво был у Ребича.
Но все же Франция воспользовалась помощью Питаны! Мбаппе и Гризманн нашли свободное пространство, Погба сделал свои пасы, еще и став автором последнего гола французов на мундиале. В обеих голевых ситуациях у ворот Субашича, что случились во втором тайме, откровенно не доработали лидеры "шашечных" Модрич и Ракитич. Но надо понимать, что они уже нацеливались на атаку, не успевая охранять пространство у собственной штрафной площади.
В общем, Франция — лучшая команда российского мундиаля, хотя ее капитан голкипер Льорис рассмешил публику очередной клоунадой, на которую он горазд. Этот вратарь далеко не в первый раз привозит в свои ворота глупейшие мячи. На сей раз Льорис был наказан за попытку обводки Манджукича. Кстати, этот эпизод еще более усилил ощущение, что французы "не выиграли мундиаль", а "стали чемпионами мира", в чем есть, если прислушаться, серьезная семантическая разница.
Черта подведена
Финальное противостояние в "Лужниках" подводило черту, что понимал каждый болельщик. Но под чем? Давайте разбираться.
Итак, можно ли уловить сегодня "эволюционные импульсы", которые родились на Чемпионате мира-2018? Как это было, допустим, четыре года назад, не говоря уже о тех заповедных временах, когда каждый мундиаль стремился "перевернуть сознание", чего с успехом и добивался. Увы, нет.
В Бразилии-2014 свое эволюционное слово сказал наставник взявшей бронзовые медали сборной Голландии Луи ван Гал, реанимировавший для всеобщего употребления тактический вариант с тремя центральными защитниками. За прошедшие четыре года идеи "оранжевого" гуру развились, чтобы на мундиале в России предстать в различных отточенных модификациях. Но чего-то своего Чемпионат мира-2018 не дал.
Даже пресловутый вариант глухой обороны под названием "автобус" изобретен не сегодня и даже не вчера. Громкую известность, а затем и широкое распространение он получил, когда португалец Жозе Моуринью тренировал миланский "Интер", с которым обыгрывал мощнейшую "Барселону" Хави и Месси и брал трофей Лиги чемпионов.
Да и в принципе, все эти "автобусы" и полу-"автобусы" не эволюция, а явный регресс и оскудение творческой мысли. Однако, из восьми четвертьфиналистов мундиаля-2018 шесть сборных — Франция, Хорватия, Англия, Уругвай, Швеция и Россия, именно так ковали свое турнирное счастье.
И если для хозяев чемпионата или "трех корон" это было вполне приемлемо по статусу, коей определяется исполнительским классом, то мытарства "селесте" при живых Кавани и Суаресе или "футбольное крохоборство" родоначальников великой игры с их самой богатой английской премьер-лигой никуда не годится. Да и французы с хорватами не заслуживают 100-процентного одобрения, хотя то, как решились сыграть "шашечные" в финале, вызвало уважение.
Но все равно, крайне обидно, что в октете четвертьфиналистов находились только две сборные, априори смотревшие в атаку — Бельгия и Бразилия, а сетка плей-офф коварно свела их в одну пару. Здесь ощущение несправедливости вовсе остро.
Оно еще и усиливается, когда понимаешь, что не можешь выделить, никого из наставников. Конечно, прорыв из неизвестности хорвата Далича впечатлил, но очаровать до полноценного признания не удалось и Златко. Все же финальный матч, в котором он заявил о себе как о настоящем творческом тренере, "шашечные" проиграли.
О Дешаме речь не идет, так как его игровая карьера по-прежнему на порядок затмевает тренерскую. Бразилец Тите и стоявший у руля сборной Бельгии испанец Мартинес свои миссии не выполнили, ибо совершали очевидные промахи.
Но ведь мундиаль получился провальным и для самых ярких звезд. Месси и Роналду, Неймар и Суарес вылетели задолго до финального дня в "Лужниках". Фактор крайне тревожный и говорящий о том, что они стареют, а с преемниками дела обстоят нездорово. Звезды атаки не нужны системе "автобус", потому, их и перестали воспитывать, тем более что условного "волкодава" или "ныряльщика" подготовить куда проще, чем созидателя и бомбардира.
Ну а тех, кого таки успели воспитать и подготовить в режиме "вопреки" — французы Гризманн и Мбаппе, Дешам все равно заставлял "таскать пианино", позволяя музицировать на нем только в благоприятных обстоятельствах, при счастливом случае. Но для выигрыша трофея в России этого хватило. Впрочем, есть пирровы виктории, о чем французам по московскому опыту Наполеона прекрасно, кстати, известно. Ведь та же строка "И слышно было до рассвета, как ликовал француз" — это лермонтовский шедевр "Бородино".
Россия — "отлично"!
Главный вывод на выходе из футбольного праздника таков: то, что зависело от россиян как хозяев чемпионата мира, получилось славно. Но судейство, качество футбола, острота тренерской мысли и демонстрация индивидуальных талантов оставило желать много лучшего. Увы, но "игра номер раз" развивается нынче таким образом, что отсутствует поощрение зрелищности, смелости и подлинной красоты. Знаменитый девиз мушкетера Портоса: "Я дерусь потому, что дерусь!" утратил актуальность, а вместе с ней и популярность.
В футболе царствует философия потребления, причем принявшая совершенно извращенную форму. Кто производит — игроки и тренеры, те и потребляют, оправдывая свою меркантильность и эгоизм двумя лукавыми заповедями. Во-первых, "цель оправдывает средства", во-вторых, "самое главное и красивое в футболе — результат".
Занавес опущен
Финал российского мундиаля состоялся 15 июля, то есть, в тот же день когда 412 лет назад в голландском Лейдене родился Рембрандт Харменс ван Рейн — один из самых знаменитых художников в истории человечества. В футбол в те времена еще не играли, но перекличка напрашивается строительством "моста через бездну".
Например, последняя или одна из последних картин Рембрандта стала самым щемящим произведением гения, опять вернувшегося к библейской тематике — "Возвращение блудного сына". Слепой отец, возложивший руки на плечи побитого жизнью, коленопреклоненного и спрятавшего лицо младшего отпрыска, некогда сбежавшего из дома ради утех, кутежей и миражей…
А ведь в какой-то степени все болельщики оторвались от быта и повседневных забот, условно, а кто и не условно, сбежав на праздничный, яркий, фееричный месяц мундиаля! Чтобы теперь, определив якобы сильнейшую в мире дружину по целенаправленному пинанию мяча, вернуться к родному очагу не только телом, но и душой.
И вернувшись, просить прощения, стремясь компенсировать близким и родным людям то внимание, которое перетянул на себя футбол. И ведь мы будем извинены, так как рядом с нами тоже не лопухи растут. Напротив, люди понимающие, что мундиаль — это Мундиаль!
Но есть еще одна связь с Рембрандтом, которому приписывается следующее изречение: "Картина закончена тогда, когда художник сказал в ней все, что хотел сказать". Так вот, панорамное полотно "Мундиаль в России" состоялось абсолютно. Ни одного дополнительного мазка больше не требуется! Пусть живет даже Питана.
Мундиаль сказал все, что хотел и должен был сказать. Поэтому всем спасибо, все свободны! Но помните, что футбол опять начнется… уже завтра. Он ведь по-настоящему, чтобы совсем-совсем, никогда не заканчивается. И Марадона в Бресте нам всем об этом напомнит.