Чем может быть опасен для экологии Декрет №7

Даже в существующих условиях строительство в Минске вызывает у экологов множество вопросов, а положение Декрета о либерализации предпринимательской деятельности требует эти условия смягчить - упростить проведение экспертиз.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

МИНСК, 13 июл — Sputnik. Экологи не против либерализации условий для бизнеса, это важное и нужное дело, подчеркивает председатель Международного общественного объединения экологов Денис Кобрусев.

Но в ходе проведения наблюдений за тем, как ведется строительный бизнес в Минске, экологов смутило положение Декрета №7 "О развитии предпринимательства", которое предполагает введение единой комплексной государственной строительной экспертизы.

Минэкономики о работе Декрета №7: еще принято мало постановлений

Сейчас застройщики в зависимости от назначения и местоположения объекта должны проходить три экспертизы в трех разных местах: экологическую — в структурах Минприроды, санитарно-гигиеническую — в ведомстве Минздрава и госэкспертизу — в Госстандарте.

"На сегодняшний день огромное количество экспертиз — это потеря денег, так как субъекты хозяйствования платят за них из своего кармана. А также потеря времени. На эти два фактора мы и опирались", — пояснил идею упрощения системы проведения госэкспертиз заместитель министра архитектуры и строительства Дмитрий Семенкевич на специально организованном экологами и депутатом Палаты представителей Анной Канопацкой круглом столе.

Но либерализация бизнеса предполагает, что предприниматель становится более ответственным. Ему больше доверяют, а он действует честно.

"Но это идеальная ситуация, такое скорее редкость. Поэтому есть опасения, что в условиях единой комплексной экспертизы бизнес будет искать лазейки, чтобы обходить спорные моменты. Пролоббировать неоднозначный проект в одном месте проще, чем в трех", — разъяснил Sputnik Денис Кобрусев опасения экологов.

И с тремя экспертизами нарушали

Даже в условиях, когда, по мнению власти, бизнес терял время и деньги на экспертизах, у отдельных застройщиков получалось спровоцировать волнения экологов и горожан. В качестве примера можно привести 19-этажный дом на берегу Слепянской водной системы на пересечении улиц Плеханова и Васнецова.

"Там должны были строить два 9-этажных дома. Но застройщик нашел лазейку и еще там построил котельную, которая частично зашла в ландшафтно-рекреационную зону, а потом убедил город, что котельная сможет обслужить и 19-этажные дома. И город на это согласился — причем без изменения ПДП. Люди забили тревогу только тогда, когда все поднялось выше 9 этажей", — рассказал Кобрусев.

Вместо двух 9-этажных домов застройщик собирался возвести 19-этажные

По его словам, Минприроды тогда признало, что стройка велась с нарушениями, эту позицию поддержала и городская прокуратура, но генеральная прокуратура заняла сторону застройщика. Однако второй выделенный участок у него все-таки забрали.

"Этот пример поднял на поверхность еще один вопрос — о разночтениях, которые допускаются надзорными ведомствами, о несогласованности госорганов. Иными словами, есть детальные планы, которые принимаются, проходят экспертизу и в Минприроды, и в Госстандарте, но все равно потом нарушаются застройщиками", — заметил Кобрусев.

На круглом столе депутат Анна Конопацкая, по словам Кобрусева, заинтересовалась этой проблемой, пообещала подумать, что можно сделать на законодательном уровне, чтобы изменить эту практику.

Безболезненное упрощение

Представители органов, которые до недавнего времени занимались экспертизой строительных проектов, заверили экологов, что выступают за сохранение статус-кво.

Круглый стол по теме "Реформа государственных экспертиз во исполнение Декрета №7" прошел в Минске в четверг

"Государственная экологическая экспертиза — один из механизмов регулирования воздействия на окружающую среду. Кроме этого, есть определенные международные обязательства", — заявил, в частности, на круглом столе начальник отдела государственной экологической экспертизы Минприроды Василий Коваленко.

Компромиссом могло бы стать упрощение на уровне процедуры: "одно окно" для бизнесмена, куда он приносит и откуда забирает бумаги. Но разные экспертизы должны по-прежнему осуществляться разными ведомствами.

"Идеальным вариантом было бы, если бы под единой комплексной экспертизой подразумевалась административная процедура. Но при этом за разные виды экспертиз должны отвечать три разных ведомства", — подчеркнул председатель Международного общественного объединения экологов.

В настоящее время предложения ведомств, которые до недавнего времени отвечали за проведение тех или иных экспертиз, направлены, по данным Кобрусева, в Администрацию президента. Главный посыл этих предложений состоит в необходимости пересмотреть список проектов и документации, подлежащих экспертизе, и все-таки разделить ответственность.

Круглый стол по теме "Реформа государственных экспертиз во исполнение Декрета №7" был организован депутатом Палаты представителей Национального собрания Анной Конопацкой совместно с товариществом "Зеленая сеть", общественным объединением "Экодом", Международным общественным объединением экологов.