В эти дни в Брюсселе проходит саммит НАТО, в котором участвуют все страны, входящие в североатлантический альянс, на самом высоком уровне. Планируется не только принять итоговую декларацию, но и достигнуть мало-мальски приемлемого консенсуса по расходам на оборону.
Нотации для Меркель
В привычной для себя манере президент США распекал союзников в своем микроблоге за то, что они не желают повышать расходы на военные нужды до 2% от своего ВВП.
"Президенты безуспешно пытаются на протяжении многих лет заставить Германию и другие богатые страны НАТО платить больше за свою защиту от России. Они платят лишь небольшую часть своей доли. США же платят десятки миллиардов долларов, чтобы субсидировать Европу, и при этом значительно теряют в торговле", — написал в Twitter американский лидер.
Отдельной критики удостоилась Германия, которая тратит всего 1% национального богатства на оборонные нужды. В то же время США расходуют 3,6% ВВП на военный бюджет. Справедливости ради стоит отметить, что бюджетное правило расходов в НАТО выполняют единичные члены, среди которых Великобритания, Греция и Эстония.
Дональд Трамп, не стесняясь, напрямую обвинил Германию, что та платит огромные средства России за энергоресурсы, в то время как миллиарды долларов на защиту Берлина от Москвы тратятся из американского бюджета. К тому же ФРГ тратит значительные средства на строительство нового газопровода из России.
По мнению президента США, настало время, когда все нации, входящие в североатлантический альянс, должны увеличить свои расходы до 2%, не дожидаясь 2024 года. Правда, в микроблоге он и вовсе предложил увеличить расходы на оборонные нужды до 4% ВВП.
ФРГ — свободная страна
Канцлер Германии Ангела Меркель не могла оставить без ответа обвинения президента в адрес своей страны и утверждения о ее зависимости от России и ее энергоресурсов.
"Я сама пережила период, когда часть Германии контролировалась Советским Союзом. Я очень рада, что сегодня мы едины в свободной ФРГ. Поэтому мы можем говорить, что проводим самостоятельную политику и принимаем самостоятельные решения", — утверждает глава немецкого правительства.
Канцлер обратила внимание хозяина Белого дома, что Германия вносит весомый вклад в деятельность НАТО. Контингент немецких сил второй по численности после американского.
"Мы активно сотрудничаем по Афганистану. И таким образом мы тоже защищаем интересы США", — констатировала Ангела Меркель.
Волшебник Столтенберг
Отдельного внимания в ходе саммита заслуживают и высказывания генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, который представляет крошечную Норвегию, но от имени всего североатлантического альянса щедро раздает обещания.
Генсек альянса после встречи с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили в Брюсселе похвалил Тбилиси за усилия и пообещал в будущем ей членство в НАТО.
"Саммит НАТО признал стремление Грузии в НАТО. Эта страна в будущем станет членом альянса", — уверенно заявил представитель военного блока.
Правда, точных сроков Столтенберг не назвал. А ведь с саммита в Бухаресте, где впервые прозвучало обещание включить в состав НАТО Украину и Грузию, прошел уже десяток лет.
Проведя встречу с президентом Украины Петром Порошенко, генсек НАТО признал, что урегулирование ситуации на востоке страны напрямую зависит от выполнения Минских соглашений, но особую ответственность при этом возложил на Россию.
"Господин президент, присоединение Украины к альянсу является долгосрочной целью. Сейчас основное внимание к реформам. Вы демонстрируете важный прогресс", — продолжил при этом раздавать обещания Столтенберг.
Македонии в этот день повезло меньше. Скопье придется всерьез обеспокоиться сменой названия страны, потому что нынешнее не устраивает Грецию. Афины продолжают блокировать любые попытки балканской страны двигаться в сторону интеграции в ЕС и НАТО.
Союзникам по североатлантическому альянсу после всех высказанных претензий еще предстоит достичь договоренностей по расходам на военные нужды, потому что Дональд Трамп занял в этом вопросе жесткую позицию и грозит европейским партнерам односторонними мерами, так что принятие декларации в этот раз вряд ли станет простой формальностью.