Как стало известно колумнисту Sputnik Руслану Васильеву, на окончательную аттестацию тренерского штаба в Министерстве спорта и туризма выдвинуты кандидатуры двух белорусских специалистов: личного наставника теперешнего лидера сборной Ирины Кривко Василия Лещенко и умудренного опытом, знаниями и победами Виктора Корчагина, который, безусловно, нуждается в своих персональных "представительских абзацах".
Но в первую голову имеет смысл понять, почему процесс все-таки столь затянулся.
Несвободный Свобода
Прежде всего, конечно, ждали, к каким решениям придут Дарья Домрачева и Надеждо Скардино. Ведь согласись Дарья и Надежда выступать еще один сезон, структура национальной команды могла быть иной, чем окажется сейчас. Вариант создания отдельной группы во главе с наставником Федором Свободой был весьма вероятен вплоть до памятной пресс-конференции Домрачевой в Минске. Но если не случилось, то не случилось.
Вторая причина задержки заключается в самом наставнике, который вместе со старшим коллегой и хорошим австрийским товарищем Альфредом Эдером руководил белорусской женской сборной в олимпийском сезоне, пережив счастливые мгновения эстафетного триумфа в "Альпензии".
Еще в мае федерация вслед за тренерским советом предложила именно кандидатуру Свободы в старшие тренеры, но на первичной аттестации в Минспорта Федор Михайлович неожиданно взял самоотвод, сославшись на хроническую усталость, плохое самочувствие и прочие житейские невзгоды.
В принципе, удивляться этому не стоит. Тренерский хлеб не только имеет горькие вкусовые оттенки, но и связан с колоссальным напряжением, особенно в олимпийском сезоне. Тут сгореть ярким пламенем, приобретя кардиологические проблемы – плевое дело. Поэтому, к слову, в той же Норвегии во время сезона происходит ротация наставников, чего мы никак не можем себе позволить вследствие кадрового дефицита профессионалов.
Поэтому то, что Свобода устал и обеспокоился своим самочувствием (были, к сожалению, тревожные предпосылки) – объективные причины его самоотвода. Кроме того, надо понимать, что Олимпиада – это настоящая психологическая пытка, часто оборачивающаяся выхолащиванием и опустошением.
Помимо прочего, порой трудно постичь, как можно продолжать свое дело после того, что уже произошло и что осталось позади, особенно когда предлагаются перемены и необходимо суметь под другим углом зрения посмотреть на современную ситуацию, сложившуюся в отечественном биатлоне. Соотнесите все с себой и поймете, что консерватизм более уютен и комфортен, чем эволюционные вызовы.
Однако в любом случае кандидатура Свободы, имевшего действующий контракт до 30 июня, не снималась с повестки дня и в первых числах июля. Конечно, Лещенко подключился к работе на сборах в Раубичах сразу после самоотвода Федора Михайловича, но предполагалось, что один из кузнецов успеха в Пхенчхане, отдохнув от нервного стресса, возможно, скорректирует свое решение. Так что федерация ждала не только Скардино и Домрачеву, но и Свободу.
Все окончательно определилось 5 июля на заседании президиума БФБ, в работе которого принял участие и заместитель министра спорта Александр Барауля. Свобода все же решил взять паузу в работе с главной командой страны, предпочтя принять второе предложение, в котором он сам выразил подлинную заинтересованность, – трудиться с резервной группой на РЦОП.
У ситуации есть свои минусы, ибо опыт Федора Анатольевича, учившегося у Зиберта с Эдером, очень бы пригодился в грядущем сложном сезоне. Но у палки всегда два конца, и отметим плюсы сложившегося статус-кво: во-первых, подчас бывает весьма полезно отойти в сторону, понаблюдав со стороны за тем, что составляло смысл твоей жизни; во-вторых, Свобода может дать многое юной смене, что для белорусского биатлона архиважная задача.
Кроме того, в квалификации того же Корчагина сомневаться не приходится.
Дуайен снова в строю
Представлять Виктора Михайловича знатокам биатлона не нужно. Корчагин – один из легендарных отечественных специалистов, снискавших признание в мировой профессиональной "тусовке". Методист и гроссмейстер психологической мотивации. Последнее сейчас крайне важно не только для хоккеистов, вылетевших из элитного дивизиона, но и для биатлонисток. Команда опытная и со звездами в составе – большая рознь команде молодой, но полной дерзновений.
Итак, кратко о Корчагине. На Олимпиаде-92 во французском Альбервиле он трудился в штабе сборной СССР, что говорит само за себя. Спустя два года на Игры-94 в норвежский Лиллехаммер тренер приехал уже в качестве наставника женской сборной Беларуси, чей тогдашний лидер Светлана Парамыгина выиграла олимпийское серебро. По итогам февральских стартов в стране викингов Корчагина наградили Почетной грамотой Верховного Совета Республики Беларусь.
Но главное, в каком ключе об этом наставнике, заслуженном тренере СССР, отзывались спортсменки. Например, та же Парамыгина. Как бы Светлана ни настаивала на первичной роли в ее славной спортивной карьере отца-тренера, но к Корчагину она всегда относилась с благодарностью, находя для него теплые слова признательности. То же касается и всех остальных биатлонисток, которые в 90-х годах добились того, чтобы их вид спорта пользовался огромной популярностью в стране.
Кроме того, именно Корчагин, по сути дела, приходится отцом литовского биатлона. Конечно, наши соседи знали о соревнованиях стреляющих лыжников и до приезда Виктора Михайловича, о чем говорит олимпийский триумф в эстафете-84 легендарного Альгимантаса Шалны. Но настоящий системный подход создал именно Корчагин.
Вот как об этом говорил мне на Чемпионате мира – 2016 в австрийском Хохфильцене Томас Каукенас: "Белорусские тренеры вообще многое сделали для моего спортивного образования. Прежде всего, умудренный Виктор Корчагин, который заложил настоящий фундамент литовского биатлона. Он создал систему подготовки, использующуюся и в настоящее время".
Так, что Корчагин – это Корчагин! "Но как же возраст?" – воскликнет иной болельщик. Действительно, Виктору Михайловичу чуть за 80 лет. Но не надо заглядывать не только в паспорта спортсменов, но и в паспорта тренеров! Преклонный возраст – это тот возраст, который именно преклоняет человека, чего о Корчагине сказать никак нельзя.
Бодрый, подтянутый, мудрый и интеллектуально остро мыслящий мужчина, глядя на которого тому же Свободе надо брать пример, решая проблемы со здоровьем.
Да и оглянитесь по сторонам! На том же футбольном мундиале в России уругвайцев вывел в четвертьфинал дуайен Оскар Табарес, пользующийся у игроков "селесте" огромным уважением, граничащим с преклонением! А Корчагин, хоть и старше, но значительно моложавее футбольного гуру из Уругвая, проводящего тренировки сидя. Виктор Михайлович, как и прежде, подвижен, энергичен.
Хотела семью – получи в полном объеме
Да и не один он в сборной! Выбор в пользу Лещенко логичен. Он личный тренер Ирины Кривко. Кроме того, летом еще и стал свекром Ирины, отпраздновав свадьбу своего сына Артема – сервисмена национальной команды! Так, мечта нашей лучшей на сегодняшний день биатлонистки, олимпийской чемпионки в эстафете, призера этапа Кубка мира в Ле Гран-Борнане создать семью осуществилась на 200 процентов!
Тандем Лещенко и Корчагина обязательно должен состояться. По крайней мере, никакого отторжения нет и быть не может, а федерация, как и в случае мужского дуэта наставников Рыженков – Королькевич, не навязывает диктата, предлагая специалистам самостоятельно определить "зоны ответственности". В чем есть большой здравый смысл.
Во-первых, при таком положении дел никто не скажет: "Насчет этого не слыхал, того не видал, прочего не знаю, а в остальном не в курсе дела". Во-вторых, теплые тренерские отношения, в которых все конкретизировано – призыв и к спортсменкам, которых в основной команде пока четверо – Кривко, Сола, Алимбекова и Юркевич.
Впрочем, белорусская женская сборная – команда, открытая для предложений, которые вполне могут последовать. Если не сегодня, то завтра или послезавтра. Еще ведь будет конгресс Международного союза биатлонистов в сентябре, на котором российским коллегам только предстоит отбиться от угрозы схлопотать дисквалификацию по старым допинговым обвинениям…