Массовые задержания функционеров медицинской отрасли по подозрению в совершении коррупционных преступлений стали основной темой для обсуждения последних дней.
Некоторые особо одаренные комментаторы даже попытались провести определенные параллели между сегодняшними белорусскими событиями и знаменитым "делом врачей" эпохи правления Иосифа Сталина.
Конечно, на разоблачение глупости подобных сравнений даже не нужно тратить время, а вот разобраться, действительно ли все так плохо в нашей стране с коррупцией, на самом деле стоит.
Правда и домыслы о "чистках" коррупционеров
Ведь операция правоохранительных органов в системе Минздрава стала далеко не первым громким антикоррупционным делом в органах государственного управления с начала текущего года. До этого уже были проведены аресты взяточников и казнокрадов в структуре Министерства спорта и туризма, Минэнерго, Инспекции по охране животного и растительного мира, а наиболее нашумевшим стало задержание помощника президента Сергея Ровнейко при получении взятки в размере 200 тысяч долларов США.
Подобная активность спецслужб позволила средствам массовой информации, особенно зарубежным, заявлять о проведении некой "антикоррупционной кампании" в Беларуси либо "чистке" государственной вертикали в преддверии предстоящих политических кампаний 2019-2020 годов.
На самом деле эти утверждения являются справедливыми лишь отчасти. Дело в том, что "антикоррупционная кампания" — это постоянное состояние работы МВД и органов государственной безопасности Беларуси, где созданы специальные подразделения, основной задачей которых является профилактика, выявление и пресечение коррупционных преступлений.
В наш век информационных технологий память человеческая весьма коротка, иначе можно было бы вспомнить, что в апреле прошлого года КГБ также проводил задержания среди руководящих медицинских работников и близких к ним дельцов из предпринимательской среды.
Тогда были задержаны и позже привлечены к уголовной ответственности более 10 человек, среди которых значились главные врачи Пинской городской больницы и Республиканской больницы медицинской реабилитации, а "независимая" пресса словно под копирку писала тексты про "дело врачей".
Кстати, и состав преступлений был идентичный с нынешней ситуацией: обвиняемым инкриминировались "откаты" за закупку медицинского оборудования и реагентов по завышенным ценам.
Таким образом, нынешняя операция не является какой-либо "чисткой", а есть очередной пример повседневной деятельности отечественных борцов с коррупцией, подтверждение их высокого профессионального мастерства. Просто в этот раз круг задержанных шире, соответственно, и сумма нанесенного ущерба от их преступных действий значительно больше.
Поэтому тот факт, что государству уже удалось вернуть более 15 миллионов долларов украденных денег, нужно рассматривать как серьезный успех, значащий не меньше, чем изобличение и задержание предполагаемых преступников.
Насколько эффективна государственная политика?
Получается, что внимание нужно акцентировать не столько на особенностях нынешних антикоррупционных мероприятий, сколько на общем отношении белорусского государства к этому явлению. Комментируя последние события, президент Лукашенко заявил, что "пощады за коррупцию не будет никому".
Думается, что такая позиция главы государства также не нова: в разные годы за служебные злоупотребления, взяточничество, хищение бюджетных средств, уклонение от уплаты налогов и прочие подобные преступления привлекались к ответственности министры правительства, крупные бизнесмены, генералы МВД и Минобороны, высокие чины прокуратуры, директора заводов и организаций.
Получается, что неприкасаемых в Беларуси нет и борьба с коррупцией действительно носит непримиримый характер.
Однако, согласно статистике МВД за 2017 год, количество преступлений, связанных с "хищением путем злоупотребления служебными полномочиями", составило 839 случаев и выросло на 22,5% в сравнении с 2016 годом. При этом случаев взяточничества было зарегистрировано 1922, что на 53,3 больше, чем в 2016-м. К слову, и в 2016 году по этим преступлениям отмечался рост в сравнении с предыдущим периодом, однако темпы были несколько меньше: 11,4% и 12,8% соответственно.
Неужели выходит, что, несмотря на постоянную борьбу с коррупцией, количество подобных преступлений в Беларуси растет, а коррупционное поведение становится нормой для наших госслужащих? При этом манипуляция с цифрами статистики позволяет критикам открыто сомневаться в эффективности принимаемых мер.
Однако думается, что такая постановка вопроса не совсем адекватна сложившейся ситуации. Общеизвестно, что рост количества выявленных преступлений свидетельствует о снижении показателей латентной (скрытой) преступности, а коррупция как система злоупотреблений и теневой экономики в наибольшей степени опасна для развития государства именно в скрытой форме, так как, по сути, подменяет закон и органы власти собственной структурой неформальных отношений и неписаных кумовских правил.
Вместе с тем необходимо понимать, что коррупция как темная сторона существования государства будет в той или иной форме всегда присутствовать в любом обществе ровно до той поры, пока будет существовать социальная иерархия. Поэтому задача Беларуси заключается не в том, чтобы "победить абсолютное зло", что априори невозможно, а в том, чтобы вовремя выявлять и вырезать коррупционные метастазы, не давая им поразить весь государственный организм.
Представляется, что в этом вопросе нашей стране, особенно в сравнении с бывшими союзными республиками, удалось добиться определенных успехов.