Добрая сказка для ваших родителей: чего ждать от "Обыкновенного чуда"

Колумнист Sputnik Алеся Шершнева сходила на премьеру нового мюзикла в Театре Геннадия Гладкова и разозлилась.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Нынешняя премьера мюзикла "Обыкновенное чудо" — не первая в Беларуси. Около пяти лет назад белорусский зритель уже видел старую сказку на сцене Музыкального театра. На этот раз представить давно знакомую историю по пьесе Евгения Шварца решили в авторском Театре Геннадия Гладкова "Территория мюзикла". Именно Гладков был композитором одноименного фильма, который вышел на экраны в 1978 году.

Классика советского прошлого

"Обыкновенное чудо" — добрая музыкальная сказка для взрослых. Таких историй уже не встретишь ни в кино, ни в театре, не говоря уже о жизни. Чудо и в самом деле обыкновенное — любовь. Та самая, о которой пишут и читают в книжках. Ни капли коварства, сплошная искренность. "Комедия, восходящая до философских обобщений", — так говорят про результат своей работы создатели, но глубокие рассуждения умело скрываются за легким музыкальным повествованием.

Спектакль "Земля Эльзы": как выглядят Ромео и Джульетта на пенсии

Мюзикл оставляет послевкусие как любимое советское кино — доброе, с незамысловатым сюжетом и знакомое с самого детства. Как новогодняя "Ирония судьбы" под звон бокалов или пронзительная "Москва слезам не верит" под всхлипывания маминой подруги. Согласитесь, любовь к этим историям возникла не из-за ярких спецэффектов или непредсказуемого сюжета. Теплые чувства к ним уже давно стали частью менталитета многих жителей постсоветского пространства.

Именно поэтому мюзикл "Обыкновенное чудо" по достоинству смогут оценить люди, которые помнят знаменитую заставку "Мосфильма", с восхищением смотрели одноименный фильм на своих "Рубинах" или "Рассветах", подпевали любимым песням под музыку Гладкова.

И хотя создатели уверены, что пьеса совершенно не устарела, вряд ли поколение, которое растет на треках Элджея и Feduka, оценит, как бабочка делала "бяк-бяк-бяк" крылышками.

Подтверждение — одобрительный смех в зале после известных больше 30 лет шуток, назвать которые "баянами" язык не поворачивается. Это скорее классика, пусть и из советского прошлого. Представители поколения 50+ живо откликаются на шутки манерного Министра-Администратора, умиляются капризам тирана Короля и хохочут над жалобами его придворных ("Ради принцессы мы можем умереть, но предварительно умывшись", "Уберите хлеб из овина! Я подожгу овин", "Бабочка дура дурой" и многие другие).

Тут как нельзя кстати вспоминается Аристотель с его теорией о том, что природа художественного удовольствия заключается в радости узнавания. Речь идет как раз не о копировании, а именно о селекции видимого мира.

Визуальное решение мюзикла выполнено в стиле стимпанк

Стимпанк под музыку

Сравнивать постановку с любимой экранизацией 1978 года по части исполнения не возникает желания. Актерский состав с отличными вокальными данными ничуть не уступает компании Миронов-Леонов-Симонова ни артистичностью, ни харизмой. Дмитрий Якубович, Эдуард Вайнилович, Александр Осипец, Анатолий Лагутенков, Ксения Хорошкевич и другие артисты создают новые образы старых героев, и их невозможно не любить.

Автор либретто Юлий Ким осовременил пьесу Евгения Шварца, но оставил маячки в виде шуток и крылатых фраз, которые сопровождают зрителя с самого начала.

Настоящий космос: каким получилось "Радзіва Прудок" по версии купаловцев

Визуальное решение мюзикла — стимпанк. Художники Андрей Меренков (сценография) и Юлия Бабаева (костюмы) постарались на славу: механизмы, предметы реквизита и детали одежды продуманы до мелочей. Яркие костюмы переносят зрителя то на цирковую арену, то во французское кабаре. "Вещи с историей" даже из зрительского зала хочется рассмотреть и потрогать. Скрупулезная проработка деталей, которую создатели заявляли еще до премьеры, оправдывает себя на все сто процентов.

Минималистичные декорации не отвлекают от музыкального действа на сцене и не создают ощущения избыточности. Единственный момент, который все время мешает развернуться воображению и будто сковывает всю эту сказочную историю — небольшая сцена столичного Дворца профсоюзов. Несколько раз приходится ловить себя на мысли о том, что маленькое пространство ограничивает музыкальный порыв, в котором кружатся артисты.

Любовь против прагматизма

Скептики, циники, саркастичные реалисты и прожженные театралы могут смело пролистывать афишу мюзикла в списке предложений. Простая, хоть и волшебная сказка получит низкие оценки таких зрителей. История любви Принцессы и Медведя в какой-то момент даже злит своей наивностью: отделаться от твердого убеждения "Ну так же не бывает" во время просмотра доброй сказки не получается.

Гимн любви нескольких поколений звучит ярко и красиво, но ему понадобится много сил, чтобы пробиться через стены  прагматизма современного поколения.

Модное сегодня стремление переосмыслить классику мюзикл "Обыкновенное чудо" не затронуло. Музыкальная история внутренне осталась такой, какой ее помнят несколько поколений, хотя и получила новое обличье. Достаточно трудно придумать что-то новое на извечную тему, но есть сомнения: а надо ли придумывать?