В последнее время в российской и зарубежной прессе появился очередной ряд статей, критически оценивающих уровень российско-белорусских отношений. Так, белорусский эксперт Юрий Царик назвал эти отношения "враждебной дружбой" (английский термин frenemies). По его словам, Москве недостаточно нынешнего уровня близости — Кремль якобы пытается принудить Минск идти в фарватере российской внешней и оборонной политики, потому и вводит против РБ различные ограничительные меры. Следствием этих мер господин Царик видит сближение между Беларусью и евроатлантическим сообществом, прежде всего ЕС и НАТО, лидеры которых уже давно "обхаживают Лукашенко".
Круги по воде
Почему появляются такого рода публикации? Потому что решение спорных моментов между Москвой и Минском стало слишком громким.
Шероховатости есть в отношениях любых стран, даже союзных. Россия и Беларусь не являются исключением. Почти половина внешнеторгового оборота РБ (32,4 из 63,4 миллиарда долларов) приходится на Россию, и Минск вполне резонно пытается диверсифицировать эту зависимость.
Беларусь, исходя из собственных национальных интересов, поддерживает отношения с киевским режимом (считающим себя в состоянии войны с Россией), и Москва вполне резонно просит Минск как-то определиться, с кем он.
Из той же серии и пограничные конфликты — Беларусь вполне резонно либерализует визовый режим с десятками стран, но при этом не вполне учитывает такие же резонные интересы Российской Федерации, с которой у Минска не просто безвиз, а вообще какое-либо отсутствие пограничного контроля.
Проблема в том, что все эти спорные моменты не решаются так, как должны решаться — под дипломатическими коврами, кулуарно. И в этом виноваты не только профильные министерства обеих стран (слишком негибкие для того, чтобы проявлять инициативу и активно искать компромиссные решения). Минск, считающий, что если решать все вопросы в кулуарах, то Россия их неизбежно "продавит", выплескивает конфликты в публичную плоскость. Москва тоже не желает терять лицо в нынешней сложной геополитической обстановке.
В результате у обществ обоих государств возникают вопросы относительно уровня двусторонних отношений, а эксперты и журналисты пишут скептические статьи — от которых далее идут круги по воде. Все это, конечно, не способствует созданию конструктивной атмосферы в Союзном государстве.
Договорились
Собственно, ключевой задачей в двусторонних российско-белорусских отношениях является не только углубление интеграции, но и предотвращение этих расходящихся кругов. Именно поэтому на встрече с Владимиром Путиным в ходе заседания Высшего госсовета Союзного государства Александр Лукашенко признал наличие ряда проблем, однако согласился с тем, что "спорные вопросы, которые иногда возникают в белорусско-российских отношениях, традиционно будут решаться в духе взаимопонимания и компромисса". Хотелось бы надеяться.
Москва и Минск договорились о новых инвестиционных проектах (включая модернизацию белорусской нефтегазотранспортной системы). А чтобы ведомственные переговоры проходили более успешно и конструктивно, Александр Лукашенко отдал министрам распоряжение не проводить их без участия госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты. Который, по логике, должен сделать все возможное для того, чтобы прекратить саботаж двусторонних отношений на министерском уровне.
Что же касается внешнеполитических вопросов, то, по словам Путина, "ключевым направлением деятельности Союзного государства является выработка и продвижение общих подходов к актуальным проблемам международной повестки дня". Александр Лукашенко подтверждает, что они общие, что "наши страны придерживаются единых позиций по основным мировым проблемам и поддерживают друг друга в международных организациях" и что "так будет всегда".
Тем же, кто грезит о евроатлантическом выборе, Лукашенко еще раз дал понять, что Минск сделал системный выбор в пользу отношений с Россией. Это, конечно, не означает, что он не будет заключать какие-то взаимовыгодные соглашения с Западом — Минск ни от кого не огораживается "картофельной стеной", однако переориентация на Запад не сулит ничего хорошего. Как минимум потому, что отношения с Брюсселем у Минска никогда не будут ни равноправными, ни взаимоуважительными. Европа стремилась, стремится и всегда будет стремиться сменить власть в Беларуси на более удобных псевдодемократов или даже националистов, и чрезмерное сближение с ней лишь даст Брюсселю дополнительные инструменты для такой политики.
Понятно, что наличие у России и Беларуси общих подходов не означает, что Минск будет автоматически поддерживать все инициативы Москвы в международных отношениях. Национальные интересы порой подталкивают белорусское руководство занимать выжидательную позицию. И ничего крамольного в этом нет. В рамках любого интеграционного объединения стороны должны искать общие подходы, но при этом с уважением относиться к национальным интересам друг друга. Тогда взаимные просьбы, предложения и даже претензии не будут казаться скандальными.