Через Союзное государство – к перезапуску ЕАЭС

19 июня в Минске состоится Высший госсовет Союзного государства России и Беларуси. Объявленная повестка весьма насыщенна, при этом уже сейчас можно сказать, что на практике повестка заседания будет значительно шире официально заявленной, отмечает политэксперт Иннокентий Адясов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Причем обсуждение проблем Союзного государства уже идет, и весьма активно: как на заседании глав правительств России и Беларуси Дмитрия Медведева и Андрея Кобякова в Москве, так и на встрече Владимира Путина и Александра Лукашенко в Китае на саммите ШОС (возможно, еще одна встреча президентов состоится в Москве, куда Александр Лукашенко прибыл на открытие Чемпионата мира по футболу).

Что Лукашенко и Путин обсудят на ВГС в Минске

Что может быть главным в неофициальной повестке ВГС?

Нефтяной вопрос и возможные ответы

Этот вопрос был основным в экономических отношениях Москвы и Минска практически с момента основания СГ РБ.

Минск всегда хотел покупать весь объем необходимой ему нефти (около 24 миллионов тонн в год) по внутрироссийским ценам, без уплаты вывозной пошлины.

Россия же видела решение этой проблемы по-другому — она была готова поставлять беспошлинно в Беларусь лишь тот объем нефти, который был нужен для внутреннего потребления в РБ (около 9 миллионов тонн). Пошлину за вывоз тех нефтепродуктов, которые производились из российской нефти на белорусских предприятиях (где-то 15 миллионов тонн), Москва хотела видеть в своем бюджете.

К сожалению, этот вопрос в рамках СГ РБ долго не удавалось решить. И лишь в середине 2014 года, накануне создания  ЕАЭС, Россия согласилась, что все 100% вывозной пошлины за нефтепродукты будут зачисляться в бюджет Беларуси. В свою очередь белорусские власти приняли на себя обязательства каждый год поставлять на  российский рынок 1 миллион тонн нефтепродуктов, в основном бензина.

Российские эксперты отмечают, что белорусский бензин по качеству превосходит российский.  

Такая договоренность была во многом компромиссом между Москвой и Минском. Россия к тому моменту уже стала осуществлять так называемый налоговый  маневр: снижение вывозных пошлин на сырую нефть с одновременным подъемом ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) внутри РФ. Как следствие, цены на нефть внутри России стали расти, и белорусским предприятиям приходилось покупать ее по более высокой ставке.

В последние месяцы в связи с ростом мировых котировок цена на российскую нефть выросла для Беларуси весьма значительно. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что рост цен на нефть выгоден и Беларуси: вывозные пошлины от экспорта нефтепродуктов в I квартале 2018 года увеличились в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составили 466,5 миллиона рублей, сообщил Минфин. Доля пошлин от экспорта нефтепродуктов выросла в структуре налоговых доходов бюджета Беларуси до 8,8% (с 5,5% в январе-марте 2017 года). При этом объем поступлений в бюджет пошлин от экспорта белорусской нефти в январе-марте 2018 года увеличился на 34,8% — до 88,3 миллиона рублей.

Таким образом, при сохранении тренда на повышение цены нефти белорусский бюджет может получить в 2018 году около 1 миллиарда долларов экспортных пошлин на нефтепродукты.

Но все же Беларусь хочет некую компенсацию за последствия "бюджетного маневра" в России.

Какие здесь могут быть варианты?

Идеально для Минска — введение в РФ запретительных пошлин на вывоз сырой нефти и нефтепродуктов для стабилизации цен на внутрироссийском рынке. О такой возможности уже говорил российский вице-премьер Дмитрий Козак.   

В этом случае Беларусь смогла бы закупать российскую нефть по более низким ценам (запретительные пошлины на вывоз создали бы переизбыток ее запасов в России), цены же на нефтепродукты на рынках Европы заморозить нельзя.

Но надо понимать, что такая мера может носить только временный характер — Россия не может на продолжительное время отказаться от доходов от экспорта нефти.

Второй вариант — официальный отказ России от требования поставки 1 миллиона тонн белорусских нефтепродуктов на российский рынок. Беларуси выгоднее поставлять свой бензин и дизельное топливо в Европу.

Третья мера — разрешить Беларуси использовать российские нефтепроводы для закупки сырой нефти в Казахстане. Точнее, это можно сделать за счет замещения казахстанской нефти российской: Беларусь закупала бы в Казахстане некий объем нефти, которая поставлялась бы в Россию, а Россия в свою очередь поставляла бы равный объем нефти в Беларусь. Но этот вопрос надо решать уже в рамках ЕАЭС.

Четвертое предложение: российское правительство допускало, что компенсацией Беларуси за последствия бюджетного маневра в РФ может быть некая новая цена на российский газ. Как известно, белорусская сторона давно настаивает, чтобы была выработана "дорожная карта" перехода на равнодоходные цены на газ внутри СГ РБ (проще говоря, Минск хочет покупать российский газ по тарифу Смоленска).

Когда завершатся торговые войны?

Ограничения во взаимной торговле  — проблемы не только Союзного государства.

ЕЭК считает ограничение поставок белорусского молока нарушением правил

Как известно, Москва и Минск в последние месяцы оказались на пороге новой "молочной  войны". Кроме того, в России звучали  предложения ограничить поставки из Беларуси сахара и картофеля. В свою очередь, у российских производителей есть претензии в связи с ограничениями доступа на белорусский рынок алкоголя и кондитерских изделий.

Казалось бы, с созданием Таможенного союза летом 2010 года и ЕАЭС — в начале 2015-го все эти войны должны были навсегда уйти в историю. Однако нет. Протекционизм  часто берет верх во взаимной торговле внутри ЕАЭС; решения национальных органов власти стран-участниц ставятся выше, чем решения Евразийской экономической комиссии.

Так, помимо российско-белорусских торговых противоречий, Казахстан вводит ограничения на поставку российского бензина и некоторых  продуктов питания. Россия заявляла о возможном запрете экспорта фруктов из Армении (из-за фитосанитарных проблем). Все эти решения принимаются исключительно национальными органами, хотя такие споры должна решать Евразийская экономическая комиссия. И ее решения обязательны для всех участников.

Кстати, в "молочном споре" ЕЭК поддержала Беларусь и признала действия Россельхознадзора избыточными.

Сейчас, в преддверии ВГС СГ РБ, в Москве обсуждались и вопросы участия белорусских предприятий во внутрироссийской кооперации, их допуск к  российским госзакупкам (но тогда и российские предприятия должны быть допущены к белорусским госзакупкам).

Все эти вопросы весьма актуальны и для выхода ЕАЭС на реальную экономическую интеграцию. Если удастся снять торговые барьеры между Россией и Беларусью — это должно благотворным образом сказаться на состоянии взаимной торговли внутри всего Евразийского союза. Так что решения ВГС во многом станут ориентиром для ЕАЭС.