Не поеду и не поем

Колумнист Sputnik Игорь Козлов о том, почему не станет обедать в заведении, хозяева которого считают себя свободными от морально-этических норм.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Эмоциональный накал по поводу открытия придорожного кафе в Куропатах стал вызовом, шоком, неуважением к мнению горожан.

В истории вокруг Куропат пора поставить государственную точку

Это событие явилось еще и фактом элементарного невежества всех участников строительства, начиная с инвесторов и заканчивая чиновниками, принимавшими решение о разрешении строительства в таком месте.

Мне думается, что в этой истории все было гораздо проще. Пришел инвестор к чиновнику в Минский райисполком и предложил инвестиции в придорожный сервис. У чиновника от радости, что цифры для отчета о привлеченных инвестициях свалились на него, как подарок с небес, затмило разум. И пошло-поехало.

Этот проект изначально был провальным, как бы он ни назывался — "Бульбашъ-холл" (что звучало оскорбительным примитивом) или "Поедем поедим".

С формальной точки зрения претензий к инвесторам нет. Есть решение властей Минской области, вложены приличные деньги в строительство. Более того, если говорить об этом вопросе в общих чертах, то надо признать, что вся кольцевая вокруг Минска — это сплошные захоронения: таковы последствия отечественной истории ХХ века.

Но все же речь идет о Куропатах. И этот объект из разряда экономики переходит в разряд историко-социальный. А в нашей национальной традиции все историко-социальное зачастую становится предельно конфликтным.

Минкульт объявил конкурс лаконичного мемориала для Куропат

Никакие деньги не сделают нас абсолютно свободными. Есть вещи, которые являются табу и для миллионера, и для нищего. Этот запрет нельзя преодолеть ни за какие деньги. И попытки его обойти, не заметить ничем хорошим не заканчиваются.

Мы не свободны, все друг от друга зависимы, зависимы от воли Создателя. В год 190-летия Льва Толстого перечитайте хотя бы его "Войну и мир", которую он заканчивает словами: "Отказаться от несуществующей свободы и признать не ощущаемую нами зависимость".

Мы не свободны от смерти, силы тяжести, совести.

Но главное в случае с Куропатами — мы не свободны от памяти. Все это делает нас в хорошем смысле суеверными. Мы же не наступаем на кладбище на могилы, чтобы сократить путь, даже если этого никто не увидит. Мы обходим их. По этой причине многие просто "не поедут и не поедят" — проедут мимо до следующего кафе.

Президент Беларуси про Куропаты: пора заканчивать эту волтузню на костях

Хозяевам этого кафе можно только посочувствовать — они вложили деньги в провальный проект. Но мне их не жалко. Они знали, что Куропаты — особое место в трагической истории ХХ века в Беларуси.

Тем более что было весьма убедительное письмо из прокуратуры. Почему все это было проигнорировано? Может, кураж от того, что нам можно то, что другим запрещено, затмил здравый смысл. В народе такое поведение называется "распальцовка". И это тот случай, когда нарушение этических норм станет реальными финансовыми потерями. Такую антирекламу в средствах массовой информации владельцы заведения преодолеть не смогут.

А мемориал Куропатам все же есть. Это рассказ Василя Быкова "Желтый песочек". И его нельзя ни снести, ни заровнять, ни построить на нем точки общепита.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции