Фото

Премьера "Петрушки": легендарный дягилевский балет на сцене Большого

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Впервые "Петрушка" был представлен 13 июня 1911 года на сцене парижского театра "Шатле" в программе "Русских сезонов" Сергея Дягилева. В блестящем творческом союзе великого композитора Игоря Стравинского, хореографа Михаила Фокина и художника "Мира искусства" Александра Бенуа родился шедевр, перевернувший представление о музыке ХХ века и ставший одним из символов русской культуры. Легендарный Вацлав Нижинский танцевал Петрушку.

Белорусов зовут посмотреть на петербуржские нравы начала ХХ века в Большой

Для зрителя начала прошлого века это была театральная революция. "Петербургские критики писали нелицеприятные статьи — им было непонятно, почему подгулявшие мужики и бабы вылезли на сцену и принялись танцевать. На этом фоне зритель увидел бедного, несчастного, плохо одетого Петрушку, влюбленного в балеринку, а она обожает этого толстого араба, который думает только о материальном", — рассказал народный артист России, выдающийся танцовщик современности Андрис Лиепа.

Впервые он обратился к балету "Петрушка" еще в 1990-х годах прошлого века — изучал кинопленки, анализировал воспоминания Стравинского, Фокина, общался с его внучкой Изабель. На протяжении 25 лет Лиепа осуществил больше тридцати постановок этого спектакля по всему миру. В белорусском театре оперы и балета "Петрушка" ставится впервые.

Дирижер-постановщик балета "Петрушка" — заслуженный артист Украины Виктор Плоскина, художник-постановщик — Анатолий Нежный (Россия), художник по свету — Нина Иванкина.

Премьера спектакля состоится на белорусской сцене 6 и 7 июня.

Фотокорреспондент Sputnik побывала на предпоказе — смотрите в фотоленте кадры яркого балета, который, несомненно, станет гвоздем нового "Балетного лета в Большом".

1 / 22
Премьера балета "Петрушка", реставратором которого является Андрис Лиепа, состоится на белорусской сцене.
2 / 22
Эскизы декораций к балету Стравинского "Петрушка" 1911 года создал художник Александр Бенуа. Действие "балета-улицы", по словам Бенуа, происходит в 30-е годы XIX века на Адмиралтейской площади в Петербурге во время масленичного гулянья. В нем, несомненно, отразились любимейшие детские впечатления его авторов.
3 / 22
Коллектив театра уверен, что на фоне классической программы Большого "Петрушка" станет вызовом любителям балета. А для зрителя начала прошлого века это и вовсе была театральная революция. Как и в целом "Русские сезоны".
4 / 22
Интересно, что либретто было создано Бенуа уже на практически готовую музыку Стравинского. Он же стал автором декораций и костюмов.
5 / 22
На сцене балета пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые, гренадеры, шарманщики и уличные плясуньи.
6 / 22
Шум праздничной толпы прерывается барабанным боем. Два гренадера эпохи Николая I отодвигают толпу и открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган. Появляется Фокусник — чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и наигрывает на флейте.
7 / 22
Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап, посредине Балерина, справа Петрушка.
8 / 22
Куклы начинают плясать, вначале на месте, а потом среди толпы. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим.
9 / 22
Бенуа так определял суть роли Петрушки: "Выразить жалкую забитость и бессильные порывы в отстаивании личного счастья и достоинства". Стравинский же, вспоминая об исполнении роли Петрушки Нижинским, подчеркивал драматическое начало вместо привычного хореографического: "Прыжки, в которых он не знал соперников, уступали здесь место драматической игре, музыке и жесту".
10 / 22
Комната Арапа с пестрыми экзотическими узорами на стенах. Ленивый Арап лежит на оттоманке. Арап недоволен появлением Балерины и не скрывает этого. Но Балерина побеждает его своим кокетством. Арап пытается ее обнять. Внезапно дверь распахивается, и с пронзительным криком влетает Петрушка. Он в исступлении носится по комнате. Арап выталкивает Петрушку из комнаты. Балерина восторгается храбростью и силой Арапа и падает в его объятия.
11 / 22
Снова масляничное гулянье. Вечереет.
12 / 22
В медленном, как бы скользящем танце проходит вереница кормилиц.
13 / 22
В балете слились мотивы русских песен, городского песенного фольклора и мелодий в народном духе, написанных Стравинским.
14 / 22
Композитор использовал народные мелодии и городской фольклор: "Ах вы, сени, мои сени", "Вдоль по Питерской" и другие.
15 / 22
Поводырь медведя - завсегдатай русских ярмарок.
16 / 22
Пьяный купчик танцует с двумя молодыми цыганками, сорит деньгами.
17 / 22
Пляшут, чтобы согреться, кучера и конюхи.
18 / 22
В балете четыре небольшие картины, идущие без перерыва, которые соединяет барабанный бой. В двух средних картинах показана жизнь кукол, крайние картины представляют собой массовые сцены праздничного гулянья.
19 / 22
Вбегают ряженые, однако пляс и веселье обрываются. За ситцевой занавеской балагана что-то происходит: точно кто-то хочет вырваться наружу, на волю.
20 / 22
Наконец выбегает испуганный Петрушка, настигаемый Арапом. Арап убивает Петрушку.
21 / 22
Зовут будочника. Но появляется фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь смерть куклы, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки.
Известный импресарио Сергей Дягилев узнаваем в образе загадочного фокусника, который умеет тянуть за ниточки "своих кукол".
22 / 22
Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка, который грозит кулаками своим мучителям.