Sputnik побеседовал с молодым специалистом из Гродно, распределившимся на госпредприятие в Логойске: каково это — жить на 200 рублей и с какими условиями порой приходится мириться.
Три молодые девушки перебрались из областного центра в компактный Логойск отрабатывать распределение. С участью покидать красивый большой город выпускницы гродненского колледжа смирились легко: в Логойске сулили ту самую профессию, да и срок в два года не казался таким уж долгим.
"Я проучилась в гродненском колледже четыре года в сумме: сперва на портного-закройщика, после — на модельера-конструктора. Место для отработки было и в Гродно, но работать там предлагали швеей, а хотелось — закройщицей. Вот и приехали втроем: я и две мои сокурсницы", — рассказывает Юлия Базевич.
Сперва отработка в Логойском РКБО протекала нормально: местный комхоз заселил девушек в приличную "двушку" с не слишком высокой арендой, а предприятие исправно платило им обещанную минимальную зарплату. Правда, трудовые книжки завели лишь спустя 10 месяцев, однако задним числом: главное, что в распределение это время засчитается.
"С марта многие работники не получают минимальную заработную плату", — утверждает гродненка.
Многочисленные, по ее словам, разговоры с руководством предприятия должного эффекта не возымели.
"В ответ на наши претензии она заявила, что мы недобросовестно выполняем свою работу. На самом деле, происходит вот что: мы получаем заказ на пошив изделия, который должны выполнить в течение, предположим, двух месяцев. Но ткань нам привозят лишь в последнюю неделю. И мы должны успеть, а как — никого не волнует", — возмутилась Юлия Базевич.
О зарплате: на жизнь не хватает
Девушка ужасается, показывая "расчетку": согласно документам за март ей выплачено 204 рубля, за апрель — 218. До минимальной заработной платы в 305 рублей недостает почти 30%.
"На жизнь не слишком-то хватает. Хорошо, что мы направлены сюда втроем: аренда квартиры стоит 90 рублей, коммуналка обходится еще в 60. Эти траты делим на троих, остальные деньги стараемся экономить. Если вдруг нужно что-то купить, то лишних средств (имеется в виду, на развлечения или отдых) никак не остается", — сетует Юлия.
Рабочий график почти стандартный: девушки трудятся, как и все, пять дней в неделю по восемь часов; со вторника по субботу с 08:00 до 17:00 с часовым обедом. Девушка рассказывает, что иногда работать приходится и в выходные дни, и в ночные смены.
"Сверхурочную работу должны оплачивать отдельно, но и этого не происходит! Начальница обещала нам, что составит приказы на эти самые сверхурочные, но документов, как и денег, собственно, мы в глаза не видели", — жалуется девушка.
По рассказам Юлии, отчаявшись найти справедливость в стенах цеха, девушки обращались и к местным властям: тоже безрезультатно.
"В мае мы звонили в Логойский райисполком по поводу невыплаты зарплаты, нас послушали, но и после этого ничего не произошло. Эти сроки у нас совсем не соблюдаются: по коллективному договору ее должны выплачивать с 22-го по 25-е, но задерживают, в лучшем случае, до конца месяца", — поделилась гродненка.
"С крыши в цеху во время ливня течет прямо на машины"
Перебираясь в новое место, помимо минимальной заработной платы, выпускницы колледжа рассчитывали также на приличные условия.
"В итоге работать приходится в ужасных условиях. В цеху жутко протекает крыша: когда идет сильный дождь, вода с потолка льется прямо на машины. На весь цех — один пожарный извещатель (и с него тоже, кстати, течет вода). На стенах — плесень. Должного освещения нет: как местного — на рабочих местах, так и общего — половина ламп просто не работает", — вспомнила специалист.
Жалобы на условия работы также неэффективны. "Каждый раз директор обещает нам все исправить, но ничего не делается", — добавила она.
Директор Логойского РКБО: никакой справедливости
Как рассказала Sputnik директор Логойского РКБО Наталья Гудкова, ремонт крыши намечен уже на грядущее лето.
"Ремонт крыши у нас намечен в этом году, на это уже выделены деньги: сейчас логойский комхоз закончит свои работы и за нас возьмется. Как раз до сезона дождей, за лето, ремонт будет осуществлен. Это ведь крыша, не за минуту делается. Да и средствами мы не располагаем, нужно было дождаться, чтобы выделили дополнительные — из бюджета", — пояснила она.
По словам Гудковой, прогнозов по реализации ремонта непосредственно в цехах пока нет.
"На внутренний ремонт тоже деньги нужны, про него пока ничего не могу сказать. Да и сперва надо починить крышу. Что касается освещения, его там более чем достаточно", — утверждает директор.
Гудкова заверила: минимальную зарплату в любом случае получает каждый сотрудник, однако не все они трудятся должным образом.
"Все им оплачивается, у нас и "расчетки" есть! Но справедливости никакой: работа в цеху всегда есть, у всех поровну; одни работники трудятся и зарабатывают и минимальную зарплату, и даже больше, а другие недорабатывают, и нам приходится им по 140-150 рублей доплачивать ни за что", — посетовала она.