О культурных проектах банка корреспондент Sputnik Станислав Андросик узнал у главы Белгазпромбанка Виктора Бабарико.
В Беларуси понемногу формируется свой рынок предметов искусства. Корпоративная коллекция Белгазпромбанка, например, состоит из наиболее полного в Беларуси собрания художников Парижской школы и даже включает книги Франциска Скорины и Симеона Полоцкого. В прошлом году банк реализовал проект, посвященный 500-летию белорусского книгопечатания.
"Когда мы думали, что Скорина — это общеевропейский герой, и задумали проект "Дорогами Скорины", ни одна страна нас в итоге не поддержала", — рассказал Виктор Бабарико в интервью Sputnik.
В ходе контактов с зарубежными партнерами пришлось столкнуться с невероятным, но очевидным.
"Сказали: хотите — за свои деньги "ваяйте" что-нибудь. И расскажите нам, пожалуйста, кто же такой Скорина и что он сделал. Вот у нас есть Гутенберг, и его мы знаем", — сказал банкир.
Получилось, что Скорина — прежде всего местечковый герой со своей локальной историей, которую, по-хорошему, никто, кроме белорусов, не знает.
"При всей своей местечковости для европейцев, Франциск Скорина — это герой Возрождения. При этом он наш герой, нашего славянского пространства, где он был первым", — констатировал банкир.
Шагала проиграли, ищем Сутина
Проект "Арт-Беларусь", наоборот, изначально задумывался как наглядная иллюстрация вклада республики в общемировое искусство и контент.
В свое время все начиналось с художников Парижской школы как наиболее ярких и привлекающих внимание. Сейчас, правда, в открытом доступе в галерее "Арт-Беларусь" выставлена меньшая часть корпоративной коллекции.
"У нас никогда не было цели собрать самую большую коллекцию Сутина, Шагала или кого-нибудь еще. Для нас коллекция важна прежде всего своей полнотой. Основной задачей было вернуть как можно больше работ тех авторов, которые незаслуженно не представлены в Беларуси", — отметил Виктор Бабарико.
Сейчас в коллекции не хватает пейзажных работ Хаима Сутина. "Арт-Беларусь" ведет поиск подходящей картины, но пока на художественном рынке достаточно высокие цены на эти работы.
По словам банкира, когда собиралась коллекция, внимание привлекла редкая работа Шагала, однако тогда ее упустили в ходе аукциона. Полотно посвящено бывшей жене художника и было написано после смерти Беллы.
"Мы знаем, у кого она. А коллекционер знает наше большое желание ее купить. Выиграв ее у нас, он сразу выставил нам ценник плюс 20%. Сейчас мы ждем, когда у него финансовые дела станут похуже или у нас станут намного лучше", — пошутил председатель правления.
Каша полная
Культурные проекты банка всегда устремлены в будущее, считает Виктор Бабарико.
По его словам, эти проекты сейчас направлены на поддержку и продвижение. Есть надежда, что они вдохновят молодых дерзать, а не ждать, когда же случится "по пятьсот". Они помогают формировать, в том числе, креативное пространство на Октябрьской улице.
"Она (Октябрьская) зажила, там идут какие-то безумные мероприятия, каша полная! Мне это очень нравится. Все нацелены на эксклюзивность. Даже если пиво, то крафтовое, не просто заводское. Везде присутствует элемент творчества", — с радостью подчеркнул банкир.